Лайфстайл
18 февраля
5 мин.
Еще пять лет назад дистанционная консультация у врача воспринималась как вынужденная мера во время пандемии или в качестве непонятного «довеска» к договору займа. Сегодня телемедицина вышла в свет: это почти половина рынка цифрового здравоохранения, объемы услуг и выручка медтехкомпаний растут год от года, дистанционные консультации и наблюдение за здоровьем включены в перечень гарантированных государством бесплатных услуг. Какие же выгоды дает телемедицина обществу и с какими трудностями сталкивается?
Цифровое здравоохранение состоит из нескольких направлений: телемедицина, системы дистанционного мониторинга, медицинская робототехника, документооборот сферы здравоохранения в цифровом виде и системы искусственного интеллекта в медицине. По данным компании Kept, в 2024 году объем рынка цифровой медицины составил 47 млрд рублей, а телемедицина — это крупнейшая его часть, занимающая 49%.
По заявлениям представителей медицинских организаций, рост телемедицины очевиден: если в 2020 году онлайн-консультации составляли менее 1% процента от всех обращений в клиники, то к 2025 году их доля превысила 15%. Некоторые участники отрасли говорят об еще более впечатляющих цифрах: за пять лет число дистанционных консультаций выросло в 23 раза, а их доля среди всех консультаций увеличилась с 8% до 22%. Крупнейшие 75 компаний телемедицинского направления в третьем квартале 2025 года заработали на 12,1% больше, чем годом ранее, достигнув выручки размером 16,2 млрд рублей.
Телемедицина родилась не в эпоху интернета, а еще в конце XIX века, когда первые телефоны позволили врачам консультировать пациентов на расстоянии. Тогда же были сконструированы и опробованы первые приборы для удаленной диагностики.
В СССР дистанционная передача показателей здоровья получила импульс развития в шестидесятые годы XX века — с расцветом космической отрасли и ее части — космической медицины. Во время первых полетов в космос медицинские показания космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова транслировались и регистрировались с помощью специально созданной аппаратуры.
В октябре 1997 года при поддержке Минздрава России, Миннауки, Российского космического агентства и других организаций был создан Фонд «Телемедицина», в котором были заложены организационные и нормативные основы отрасли.
В 2020 году онлайн-консультации попали в программу Обязательного медицинского страхования (ОМС), а с 2026-го дистанционные медицинские услуги официально входят в подушевые нормативы ОМС: на телемедицинские консультации для пациентов выделено 0,030555 случая на одного застрахованного (336,30 рубля), а на дистанционное наблюдение за состоянием здоровья — 0,018057 случая (1108,40 рубля).
По словам представителей медкомпаний, одна из проблем в сфере дистанционных медицинских услуг — это недостаточный интерес у пациентов. Свет проливает исследование ВЦИОМ: с возможностью проконсультироваться у врача онлайн знакомы лишь поверхностно только шесть из десяти опрошенных россиян, и эта пропорция не изменилась за пять лет. Впрочем, авторы работы отмечают и прогресс: потенциальные потребители (из группы осведомленных) стали в три раза активнее за прошедшие пять лет — 22% из них пользовались телемедицинскими услугами.
География спроса предсказуема: чаще всего дистанционные медицинские услуги выбирают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области и Краснодарского края — таковы данные компании «СберЗдоровье». Более всего востребованы онлайн-консультации у терапевтов, педиатров, психологов, гинекологов и дерматологов. Основная аудитория — пациенты 25–44 лет.
Интересное наблюдение относительно аудитории пользователей услуг телемедицины опубликовано в исследовании ВШЭ: основная масса потребителей дистанционных медицинских услуг — молодые и здоровые люди, а не пожилые и маломобильные, хотя вторые нуждаются в присмотре врачей больше.
Телемедицина дает возможность попасть на прием к врачу, при этом не посещая его кабинет лично, — это плюс или минус? Встречаются противоположные точки зрения. С одной стороны, это действительно возможность: для пациентов, проживающих в районах, где нет или не хватает квалифицированных специалистов, неважно как далеко находится врач, онлайн-консультация доступна. Выгоды: выше — доступность медицины, ниже — транспортные расходы для врачей и пациентов.
С другой стороны — это же является и минусом, и препятствием: нужна не самая плохая связь, необходима компьютерная техника (ноутбук/смартфон), да и минимальная цифровая грамотность, наконец. Для части жителей отдаленных сельских регионов это барьер на пути к телемедицине. Например, пациентам старшего возраста, которым чаще требуется помощь медицинских специалистов, часто не хватает знаний и опыта, чтобы подключить, настроить и поддерживать работу медицинских приложений.
Исследование Южно-Российского государственного политехнического университета показывает, что применение телемедицинских услуг увеличивает пропускную способность медицинских специалистов, уменьшает нагрузку на персонал клиник и улучшает экономические показатели.
По данным исследования «Первый Бит», охватившего 200 медицинских организаций, только 28% из них предоставляют телемедицинские услуги. Менее чем у половины (49%) из остальных есть планы автоматизации в 2026 году.
Не в курсе. Одно из препятствий упомянуто выше: немалая часть пациентов не заинтересована в медицинских онлайн-услугах по причине невысокой осведомленности.
Предпочтения. По данным исследования НАФИ, для 53% россиян офлайн-формат врачебных услуг по-прежнему предпочтительнее, а пятая часть из тех, кто все же пользуется телемедициной, — граждане с высоким доходом.
Уровень дохода и образование. Опрос ВШЭ немного расширяет картину: пациенты с высшим образованием и высокими доходами предпочитают очный прием, потому что не склонны экономить время на визитах к врачу и опасаются, что медицинские специалисты в дистанционном формате не так ответственно выполняют свои обязанности.
Внутренние проблемы. Участники рынка отмечают, что развитию телемедицины мешают высокая нагрузка персонала медучреждений, неустойчивая связь и недоверие медицинских работников к онлайн-технологиям.
Небольшим трудно. Стартапы и небольшие медицинские компании не выдерживают конкуренции с крупными игроками. Без поддержки и инвестиций начинающие телемедицинские проекты с трудом преодолевают высокий входной барьер и часто закрываются.
Цифровые вызовы. Объем медицинских данных в мире удваивался каждые 73 дня еще в 2020 году, а удвоение объема данных в России происходит каждые 2–3 года. Здесь интересны даже не различия между локальной и общемировой динамикой, которые могут быть вызваны применением разных методик подсчета или банальными ошибками, а сам факт: медицинских данных очень много, и их объем растет угрожающими темпами. Для эффективной работы с такими потоками нужны современные мощные IT-системы, которые необходимо проектировать, покупать, эксплуатировать и поддерживать.
По данным ВЦИОМ, спрос на телемедицину растет на 30–50% в год, при этом пик спроса приходится на летний период, когда граждане уезжают за город, не имея возможности посетить врача.
Преодоление регионального неравенства — важное преимущество онлайн-консультаций: низкая доступность узких специалистов в некоторых регионах может быть преодолена. Здесь телемедицина решает и более общую проблему — дефицит медицинского персонала в России.
Несмотря на то что по заявлениям представителей медицинского сообщества телемедицина активно развивается и за ней будущее, перед рынком стоит и немало проблем, которые потребуется решить и преодолеть.
Государство участвует в развитии: направляя отрасль и включая дистанционные услуги в нормативы ОМС, а рынок, похоже, уже вошел в стадию зрелости, когда небольшие компании и стартапы с большим трудом конкурируют с крупными игроками.