Аналитика
20 ноября
6 мин.
236
Курьерские компании в России растут в геометрической прогрессии — за последний год их число увеличилось на 16%, а объем рынка доставки подскочил почти на 27%. Разбираемся, почему курьерские службы растут такими темпами, где на этом больше всего зарабатывают и что это значит для обычных людей?
Все больше россиян совершают покупки онлайн, и доставка превратилась в часть повседневной рутины. Если еще несколько лет назад курьеры выполняли чуть больше 500 млн заказов в год, то к 2024 году их количество превысило 750 млн. Основной «мотор» роста — интернет-торговля, где бесплатная доставка уже стала привычной опцией для большинства покупателей.
Если учитывать не только покупки в онлайн-магазинах, но и доставку продуктов, документов и других товаров, то объем рынка «последней мили» (заключительного этапа доставки до адресата) можно оценить более чем в 1 млрд доставок.
Особенно стремительно растет сегмент доставки продуктов питания. Аналитики в целом оценивают его рост в 50–60%, а в некоторых регионах — до 90% за прошлый год. По прогнозу компании Data Insight, объем рынка доставки в 2025 году достигнет 1,6 трлн рублей. Эксперты полагают, что число заказов и доходы отрасли будут расти как минимум до 2029 года, хоть и не такими высокими темпами, как раньше.
Согласно исследованию Data Insight, в октябре 2025 года основными клиентами курьерских служб стали три группы покупателей: больше всего тех, кто делает крупные заказы (33%), на втором месте — любители скорости и комфорта (23%), а замыкают тройку ценители широкого выбора (20%).
Если посмотреть на пол и возраст этих клиентов, то крупные партии товаров чаще всего заказывают люди среднего возраста — от 45 до 54 лет (39%). Быструю доставку в основном предпочитают покупатели от 35 до 44 лет (34%). А среди тех, кто ценит разнообразие в заказах, большинство — женщины (54%). При этом средняя сумма заказа у этих групп составила 2797, 2398 и 2675 рублей соответственно.
Курьерские услуги «захватили» Россию. Крупные ретейлеры выходят в регионы, где раньше доставка развивалась медленно. Теперь жители малых городов могут получить тот же ассортимент, что и в Москве, но без поездки в крупные города. Для бизнеса это новые точки роста, а для людей — реальная экономия времени и денег.
Эксперты фиксируют резкий рост подработок для курьеров в III квартале 2025 года: количество сменных вакансий по стране по сравнению с тем же периодом 2024 года увеличилось почти втрое (+183%), а предложений с помесячной оплатой — на 42%. Средняя оплата за смену поднялась на 19% и достигла 6107 рублей, ежемесячная — на 25%, до 127 165 рублей. Сильнее всего спрос на курьеров вырос в Башкортостане (+84%), Свердловской области (+77%) и Ханты-Мансийском АО (+76%). Наибольший рост интереса к доставке внутри города зафиксирован в Южно-Сахалинске (+69%), а в междугородней доставке лидирует Калининград с приростом в 10%.
Вслед за количеством курьеров растет и сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в стране: потребители все чаще выбирают этот формат — во многом из-за удобства и низких цен. На 1 июня 2025 года их количество достигло 197,3 тыс., увеличившись на 43% за год. В то же время, по данным Data Insight, в 2020 году на все субъекты РФ приходилось около 33,7 тыс. таких пунктов, что говорит почти о шестикратном их росте за истекшие пять лет.
Особенно стремительно эта инфраструктура развивалась в крупнейших городах: только в Москве сегодня действует около 16,5 тыс. ПВЗ, в Санкт-Петербурге — 18,3 тыс., а в Новосибирске — около 2,4 тыс. пунктов выдачи (+40% за прошедший год). Таким образом, к 2025 году совокупно города-миллионники (около 55 тыс. ПВЗ) почти в два раза перекрывают объем пятилетней давности, который раньше приходился на всю страну.
Пока компании по доставке укрепляют позиции в регионах и выстраивают новые маршруты, растут и доходы курьеров. Расширение сети ПВЗ и рост числа заказов требуют все больше людей, готовых работать в динамичном ритме. Растет конкуренция за кадры и, следовательно, уровень оплаты их труда.
По данным SuperJob, в октябре 2025 года средняя зарплата курьеров в Москве достигла 132 тыс. рублей, что на 38% больше, чем в том же месяце годом ранее. Нередко такой заработок оказывается выше, чем у офисных работников с высшим образованием.
В регионах доходы ниже, но тенденция та же — профессия становится стабильной и все менее зависимой от сезонности. Конкуренция за кадры между службами доставки усиливается: компании предлагают курьерам бонусы, гибкий график, соцпакет.
Рост числа курьеров в стране имеет и обратную сторону. На фоне роста спроса на доставку многим компаниям попросту не хватает рабочих рук, и бизнес все чаще берет на работу курьеров из других стран. По разным данным, сегодня в России работает от 3 млн до 10 млн трудовых мигрантов, и значительная часть из них занята именно в сфере доставки и логистики. Только за прошлый год число приезжих работников из Центральной Азии и Китая составило почти 5,5 млн человек.
Однако вместе с этим вырос и масштаб неформальной занятости. Многие курьеры работают без официальных договоров, соцпакета и медицинской страховки. Это удобно компаниям, но ставит работников в уязвимое положение. На фоне растущего рынка власти начали постепенно ограничивать использование иностранной рабочей силы.
Сегодня курьерская деятельность для мигрантов уже запрещена в 32 регионах России, включая Амурскую, Волгоградскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Нижегородскую, Самарскую и Саратовскую области, Краснодарский и Приморский края, Севастополь, Республики Крым и Саха (Якутия). Аналогичный запрет был введен и в Санкт-Петербурге, где иностранным гражданам, работающим по патентам, теперь нельзя трудиться в сфере курьерских услуг.
Такие ограничения создают для бизнеса новую проблему — где взять людей, если спрос на доставку только растет? Ответ пришел со стороны технологий. В октябре 2025 года «Яндекс» объявил о запуске 20 тыс. роботов-доставщиков нового поколения к 2027 году. Первые из них выйдут на маршруты уже в ноябре — в Москве, Петербурге и Казани. По планам компании, через два года каждый десятый курьер «Яндекса» будет роботом.
В итоге роботы берут на себя простые заказы и короткие маршруты, а людям остаются более сложные задачи: общение с клиентами, работа с техникой и контроль логистических процессов. Так, доставка постепенно переходит от дешевого человеческого труда к более технологичной и устойчивой модели.
Сегодня сфера доставки в РФ становится ключевым двигателем экономики. Шестнадцать тысяч курьерских компаний приводят страну в движение, соединяя магазины и покупателей, мегаполисы и поселки, онлайн и офлайн. Курьеры стали теми, кто обеспечивает ритм современной жизни, — незаметными работниками, без которых страна может остановиться на обочине прогресса.