Заправляемся по-новому. Почему бензин стал самым дорогим за 15 лет

Аналитика

12 ноября

5 мин.

529

Многие водители задаются вопросом, почему дорожает бензин в России сейчас и есть ли шанс, что топливо подешевеет. Аналитики поясняют, что рост цен связан не только с нефтью, но и с целой системой налогов, биржевых котировок и логистики.

Содержание:
Деньги Сразу
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

16-180

Ставка

0-0,8%

Быстроденьги
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

3-180

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Турбозайм
Сумма до

50 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Гринмани
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-21

Ставка

0-0,8%

Деньги Сразу
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

16-180

Ставка

0-0,8%

Быстроденьги
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

3-180

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Турбозайм
Сумма до

50 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Гринмани
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-21

Ставка

0-0,8%

Почему растут цены?

По данным Росстата, к концу октября литр бензина марки АИ-92 в среднем по стране стоил около 65 рублей, а АИ-95 — 67 рублей и выше. Это почти на 10% больше, чем в начале года, и рекордный рост за последние 15 лет.

e78be8b0-a305-4114-99ce-b38c89bab50c.svg
Источник: открытые данные за период с 10.2010 по 11.2025

Многие уверены: раз нефть дешевеет — значит, и бензин должен идти следом, но чуда не происходит, цены на топливо растут как и прежде. Увы, все не так просто. В каждом литре топлива, который заливают в бак, сидит целая «матрешка» из инфляции, налогов, акцизов, биржевых котировок и цен на его доставку:

🟡 на налоги и акцизы уходит примерно половина цены. Это та часть, которая идет в бюджет и не зависит от рыночных колебаний цен;

🟡 оптовая цена с нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) — это стоимость, по которой топливо уходит оптовикам и АЗС. Она-то как раз и привязана к бирже;

🟡 логистика: чем дальше топливо нужно везти, тем выше его конечная стоимость;

🟡 доход АЗС — это небольшой процент, который станции зарабатывают на продаже бензина или дизтоплива.

Особая роль отводится так называемому топливному демпферу — механизму, регулирующему внутренние цены в ситуации, когда экспорт становится более выгодным, чем продажа внутри страны. Так, с 1 октября 2025 года правительство РФ возобновило действие этого демпфера на территории страны, чтобы не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, а глава страны ввел мораторий на его обнуление сроком на год.

В то же время у бензина есть и другая — биржевая жизнь. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) трейдеры торгуют оптовыми партиями топлива, и именно эти котировки становятся ценовым ориентиром для рынка.

В начале осени биржевые цены пошли в гору: оптовики массово закупались, опасаясь перебоев с поставками, и спрос на топливо рванул вверх. В конце октября биржа даже ввела ценовой коридор: теперь бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизель могут дорожать максимум на 10% в день и дешеветь не более чем на 20%. Ограничения были продлены до 10 ноября, чтобы рынок не перегрелся.

Примечательно, что к началу ноября котировки уже начали сползать вниз: АИ-95 подешевел примерно на 6%, АИ-92 — на 7–8% от сентябрьских пиков. Но розничная цена почти не сдвинулась. По сути, повышение цен на бензин началось именно с оптового сегмента — АЗС закупали топливо по высоким котировкам и теперь вынуждены компенсировать издержки.

При чем тут санкции?

Да, к сожалению, они тоже играют роль. Осенью 2025 года США и ЕС вновь расширили ограничения на поставки российской нефти и нефтепродуктов, плюс американцы ввели новые санкции против нефтяных гигантов РФ: «Лукойл» и «Роснефть». Экспортные маршруты пришлось перенастраивать, логистика подорожала, а страховые компании ужесточили свои условия.

Парадоксально, но санкции влияют на цену в обе стороны. С одной — часть топлива, которое раньше уходило за рубеж, теперь остается в России, и это вроде бы должно снижать цены. С другой — из-за сбоев в поставках и ремонтов на НПЗ в некоторых регионах вдруг возник дефицит. Так, в октябре на Дальнем Востоке и в Крыму на АЗС временно вводили лимиты на объемы — не больше 30 литров топлива в одни руки. Власти тогда призывали: не спешите заливать канистры, ажиотаж только усугубит положение. К концу октября в ситуации удалось достичь стабилизации, и введенные ограничения были сняты.

Сравниваем цены по регионам

Россия — страна огромная, и разброс цен по регионам довольно значительный. В таблице собраны данные по стоимости литра бензина АИ-95 с самыми высокими и самыми низкими ценами по субъектам РФ.

e10eb3bd-248b-4df1-822d-aa8896297567.svg
Источник: данные Росстата

 

Почему цены на бензин в России растут по-разному? В одних местах топливо дороже, в других — дешевле?

На это влияет несколько ключевых факторов:

  1. Удаленность региона и расстояние от ближайшего НПЗ. Все, что надо везти по морю, через паром или по очень длинной железной дороге за много тысяч километров, — автоматически становится дороже.
  2. Собственное топливо или «привозное». Например, Татарстан или Омская область живут на «своем» продукте — и могут позволить себе держать розничную цену на топливо на 5–7 рублей ниже средней по стране.
  3. Конкуренция сетей в этой сфере. Там, где много федеральных и сильных региональных брендов, цены сглаживаются: никому не выгодно продавать дороже конкурентов. На монопольном рынке (остров, северный регион или удаленный курорт) можно добавить наценку и получать дополнительную прибыль — людям все равно надо будет где-то заправляться.
  4. Локальные перебои осенью. В октябре 2025 года в нескольких регионах с дефицитом (Крым, Дальний Восток) вводили ограничительные меры по 30 литров на руки — и это всегда добавляет к цене «психологическую» надбавку.
  5. Санкционный фон. Он не сразу влияет на цену топлива, но добавляет «нервов» рынку поставок: если партия топлива не ушла на экспорт, ее надо куда-то деть — и она идет в центральные и поволжские регионы, а вот до отдаленных районов довезти ее уже не так просто.

К чему готовиться дальше?

Есть хорошие новости и не очень.

Государство явно не хочет допустить повторения октябрьского кризиса. По итогам биржевые ограничения действуют, запасы на нефтебазах подросли, и уже сейчас в некоторых регионах цены чуть-чуть снизились — пусть и на 0,1–0,6%.

Возврата к «старым добрым» 55–57 рублям за литр, судя по всему, уже не будет. Новая реальность — это, скорее, 62–67 рублей в европейской части страны и заметно выше в регионах Дальнего Востока и Сибири.

Себестоимость бензина в России продолжит расти из-за логистики, налогов и модернизации НПЗ. Это значит, что даже при снижении биржевых котировок заметного падения цен ждать не стоит, и закупать бензин «впрок» смысла нет. Лучше просто следить за динамикой: если цена на бирже пойдет вниз, то снижение цен на АЗС дойдет и до автолюбителей — пусть и с задержкой.

Это касается и тех, кто без авто?

Конечно! Экономика подразумевает негласную формулу — если дорожает бензин, то дорожает и все остальное. В первую очередь — транспорт, сельское хозяйство и службы доставки. Это становится общей проблемой, по цепочке растут цены в рознице, на продукты, стройматериалы, услуги. Финансы понесут очередной удар.

Это происходит не сразу, но уже начинает ощущаться: осенью часть регионов сообщила о повышении тарифов на перевозки и сезонном росте цен.

Так что тут действительно все «в одной лодке»: просто у кого-то она с баком на 40–50 литров, а у кого-то с тележкой в супермаркете, но суть от этого не меняется.

Осенний скачок 2025 года был вызван сразу тремя факторами — всплеском биржевых цен, санкциями и усложнением производства/доставки топлива внутри страны. Государство уже включилось и локально «остудило» рынок, поэтому повторения октябрьских темпов роста в ноябре вряд ли стоит ждать, но и текущие цены на топливо, даже если и опустятся, то несильно.

Автор
Алексей Зотов