Аналитика
23 сентября
10 мин.
«Надо рожать!», «Перестаньте быть эгоистами!», «Многодетность — это традиция русского общества» — такие фразы от политиков разного масштаба чуть ли не ежедневно публикуются в новостях. Власть имущие даже не обсуждают проблему сокращения населения, а уже прямо требуют от народа действий.
У кого-то подобные возгласы вызывают иронию, у кого-то — раздражение. Но такая риторика выбрана властью потому, что мы входим в стадию демографического кризиса: в новом десятилетии Россия каждый год безвозвратно теряет от 500 тыс. человек. Президент Владимир Путин выразил эту тревожную статистику четырьмя словами:
«Нас физически не хватает».
В этом материале Просто. прокатится на американских горках показателей рождаемости в истории России, посмотрит на демографический кризис в Европе и выяснит, какие проблемы для страны несет в себе сокращение населения.
10 лет назад коэффициент рождаемости равнялся 1,762 — рекорд в истории Российской Федерации. Хотя этого и недостаточно для сохранения населения (нужно не менее 2,1), радовала сама динамика — с каждым годом все больше семей обзаводилось потомством.
Однако график обвалился: за декаду показатель упал до 1,4 рождения на одну женщину. Это сразу отразилось на показателе естественной убыли населения.
С 2019 по 2024 год страна ушла в минус на 3 млн 740 тыс. человек. В год умирает на 500 тыс. человек больше, чем рождается, — за 12 месяцев мы теряем по населению целого Калининграда.
Данная ситуация заставляет правительство менять приоритеты: не зря Владимир Путин заявил, что главная задача государства — сбережение народа. В 2025 году Росстат обновил статистику по численности населения: 146 млн 28 тыс. человек. Это в стране, чья территория почти в 2 раза больше, чем у Китая, а людей меньше в 10 раз.
Правда, 146 млн — все равно один из лучших показателей в истории страны. Именно в пределах территории России максимум был зафиксирован в 1991 году: 148 млн 543 тыс. человек. Получается, разница между «вымиранием» и пиком составляет 2,5 млн. Появляются два вопроса:
Такое ощущение, что Россия постоянно на пути к росту населения попадает в глубокие демографические ямы, которые и мешают выйти на отметку 150+ млн. И это ощущение подтверждается фактами: за последние 100 лет в истории страны произошли две катастрофы.
Главная демографическая проблема России — социально-экономические и политические потрясения. Если взять небольшой по меркам истории отрезок с 1941 по 1999 год (58 лет), то мы увидим две чудовищные катастрофы, резко сократившие население страны.
В 1941 году статистика считалась по всему СССР, данных по отдельным республикам нет. Население Союза на январь равнялось 198 млн 712 тыс. человек. Спустя 5 месяцев началась Великая Отечественная война, забравшая, по приблизительным подсчетам, от 30 до 33 млн жизней советских граждан. Первый мирный год, 1946, страна встречала с 170 млн жителей.
Прошло 40 лет, в 1980-х ежегодный естественный прирост составлял порядка 2–2,5 млн. Как уже было отмечено выше, в 1991 году РСФСР и вовсе установила рекорд по общей численности. Однако это был пик, после которого все демографические показатели и надежды России на стабильность были сброшены в пропасть.
Был ли 1999 год худшим в истории в плане экономики или социальных процессов? Нет. Скорее, он стал индикатором всей совокупности страхов россиян за прошедшую декаду. Апофеозом этих страхов стал предыдущий, 1998 год, когда бахнул дефолт — и люди потеряли веру в экономику и свои сбережения. Кому захочется планировать семью в стране, пережившей бандитские войны на улицах, тотальное обнищание населения и пальбу из танков по зданию парламента?
Ущерб от последствий лихих девяностых проанализировала редакция «Ведомостей»: если бы не распад СССР со всеми вытекающими, в 2021-м численность населения приблизилась бы к 170 млн. Да, это теория и проекция — но она показывает, какой удар по человеческому потенциалу был нанесен на рубеже веков.
К счастью, 90-е прошли. Правда, последствия этого десятилетия ощущались еще довольно долго. Лишь в 2010 году Российская Федерация впервые зафиксировала естественный прирост населения — и это при том что в нулевые экономика уже резко пошла вверх. Но принципы демографии работают иначе:
10 лет катастрофы обошлись стране в 20 лет безостановочных человеческих потерь. И как только тренд на рост рождаемости вернулся, случился коронакризис. Не 90-е, но людям снова стало страшно — а экономика получила очередной удар.
Кроме неопределенности в будущем, существуют и иные причины демографического спада:
Помимо того что квартиры подорожали, они еще и уменьшаются в размерах — то есть приходится платить больше за меньшую площадь.
При этом в Советском Союзе рождаемость была выше, несмотря на тесные коммунальные квартиры — ведь бесплатное личное жилье выдавали в порядке очереди, которая могла растянуться на 10 лет. Получается, существует определенный фактор не экономического характера.
Речь идет о личных стандартах жизни. Каждое новое поколение повышает планку комфорта и ожиданий — и это нормально, поскольку человеческая цивилизация развивается во всех сферах. Растить ребенка в стесненных жизненных условиях уже мало кому хочется, поэтому вопрос о пополнении в семье откладывается до тех пор, пока не решатся базовые материальные вопросы.
Государство сильно заинтересовано в демографическом росте, потому что без этого фактора не сможет наращивать обороты и разгонять экономику. Однако благими намерениями вымощена дорога к странным инициативам.
Член комитета Госдумы по охране здоровья Вероника Власова объявила, что с 1 сентября будут проводиться плановые профилактические осмотры для оценки репродуктивного здоровья у 6-летних детей. Только в таком возрасте репродуктивная система еще не сформирована — не совсем понятно, что будет проверяться.
Однако пропагандисты идеи многодетности хотят провести и осмотр кошельков: неоднократно различными персонами, в том числе и известным депутатом Виталием Милоновым, предлагался законопроект налога на бездетность.
Радикальнее всего звучало предложение депутата Брянской областной думы Михаила Иванова — отключать интернет в ночное время, чтобы люди отвлеклись от Всемирной паутины и заводили детей. Цифровое воздержание, согласно идее политика, должно вызывать стимул к реальному общению и осознанному родительству.
Всего у государства три фронта борьбы с проблемой:
Полностью победить аборты невозможно, материальная поддержка ограничена в своем объеме — а идеологическая борьба с угрозами семейных ценностей вызывает у определенной части населения отторжение.
В Европе аналогичная проблема: коэффициент рождаемости упал до 1,38 — а все параметры статистики рухнули до рекордных минимумов. Да, 1,38 — обобщенный показатель, но давайте рассмотрим поодиночке:
В 2023 году родились 3 млн 650 тыс. новых европейцев — и это тоже антирекорд со времен ведения подобной статистики. Не сказать, что в XXI веке Старый Свет радует демографией, но показатели нынешней декады особенно удручают.
Единственный континент, где рождаемость стабильно высокая, — Африка. По состоянию на первую половину 2025 года коэффициент равен 4,05. А если брать страны только экваториальной Африки, то он приближается к 5. Однако имеется одно противоречие — смертность тоже высокая. Вопрос: когда повысится качество медицины, это существенно повлияет на рождаемость?
До середины XX века человечество держало высокую планку рождаемости, чтобы спасти себя как вид. Но научный прогресс повысил шансы на выживаемость, отпал тот страх перед вымиранием. Ведь процесс размножения заложен в нас как необходимость бороться за существование. Однако человеку не с кем бороться, когда ему доступны вакцины, услуги врачей и здоровое питание. А нехватка рабочих рук якобы компенсируется развитием технологий — в том числе искусственного интеллекта.
Проблема в том, что это заблуждение. Человеческий потенциал — сокровище и самый ценный ресурс любого государства. Несмотря на цифровизацию жизни, люди делают основной объем работы, люди стимулируют развитие экономики и люди двигают вперед научно-технологический прогресс.
Демографический кризис приведет к следующим проблемам:
Сейчас Россия и весь мир столкнулись с эпохальной дилеммой: нужно спасать демографию и одновременно сохранить имеющийся уровень жизни. Кто первым найдет решение, тот выиграет важный этап исторической гонки.