Спортфинанс
11 августа
7 мин.
«Барселона» была топом мирового футбола и генерировала выручку в 800+ млн евро. Но в 2021-м году оказалась на грани банкротства. Как каталонский клуб спасался от краха и спасся ли — читайте Просто.
«Барселона» в мире футбола XXI века располагалась в плеяде самых медийно привлекательных и стабильных клубов, обладая следующими преимуществами:
Сочетание этих факторов привело к почти четырехкратному росту выручки: с 259 млн евро в 2005 году до 841 млн в 2019-м. За этот отрезок сменились три президента, полностью обновился состав, успели попрощаться с триумфальными тренерами Франком Райкардом, Пепом Гвардиолой и Луисом Энрике — но это никак не влияло на набор высоты в плане финансов.
Однако в третье десятилетие каталонцы вошли с ошеломляющим долгом в 1,5 млрд евро. Новый-старый президент Жоан Лапорта, при первом сроке которого в «Барселону» приехал Рональдиньо, выиграл выборы и провел аудит, результаты которого ошеломили всех — организация находится на грани банкротства.
Футбольные клубы масштаба мирового топ-10 финансово устойчивы по своей природе за счет синтеза стабильно высоких результатов и постоянно растущей выручки. Но «блауграна» поставила эту аксиому на грань опровержения, умудрившись совместить свою топовость с катастрофическим состоянием.
Причина одна — непонимание границ рентабельности, усугубленное расточительством. Когда «Барселона» находилась на своем имиджевом пике, располагая трио MSN, ее президентом был Хосеп Бартомеу. Каталонец оказался в океане возможностей и прибылей, но крупные водоемы тем и опасны, что в них легче утонуть.
После триумфального 2015 года с выигранной Лигой Чемпионов «блауграна» перешла в режим невиданного расточительства, потратив за шесть лет более 1 млрд евро на трансферы. Однако главной проблемой являлись даже не суммы покупок — а то, что происходило с дорогостоящими игроками далее.
У всех этих трансферов разные причины провала, но судьба едина — топовые игроки, переходя в «Барселону», теряли свои лоск и стоимость. Особенно показательна история с последними двумя: Коутиньо и Гризманна покупали в качестве замены на позицию Неймара. Но оба, будучи превосходными игроками, с грохотом упали в глазах общественности и попали во всевозможные списки худших трансферов XXI века. Коут оказался ограниченным игроком, уступающим по таланту и универсальности Неймару, Гриззи купили без понимания его сильных сторон и поставили на неудобную позицию. Примечательно, что как только Антуан вернулся в «Атлетико» за впятеро меньшую сумму, он снова засверкал и возродился в амплуа футболиста топ-уровня.
Справедливости ради, стоит отметить удивительное исключение: Педри был куплен в эпоху Бертомеу за мизерные 5 млн евро. Теперь молодой полузащитник не просто является лидером клуба, но и оценивается в 140 млн. Очевидно, каталонцы не торопятся его продавать.
Соответственно, расточительство перешло и в другие области. Логично, что неоправданно большие суммы уходили на зарплаты: соотношение выплат по контрактам к общей выручке клуба составляло ошеломительные 103%.
Таким образом только из-за зарплатного фонда «Барселона» автоматически уходила в убыток — а ведь это без учёта уплаты налогов и расходов на иные операционные процессы. Апофеозом раздутой бухгалтерии стал контракт Месси: 555 млн евро за четыре года. Ни в одном виде спорта до сих пор не имеется аналогичной ситуации, когда спортсмен получал бы гарантированные выплаты в более чем 130 млн за год. Конечно, есть пример Флойда Мэйвезера-младшего или Тайгера Вудса, но их доход зависел от результатов — тогда как Лео получал свои деньги в любом случае.
Хаос распространялся на все аспекты деятельности клуба: от «фабрики троллей» до банального присвоения спонсорских денег. Бертомеу в один момент управлял лучшим клубом мира, генерирующим стабильный доход — и думал, что у организации бесконечный предел прочности. Как «Барселона» может разориться? Оказалось, что легко и довольно быстро, если выйти за все границы.
В 2021-м Лапорта уверенно выиграл выборы и обещал выправить бедственное положение. Ему верили по одной простой причине: с ним «блауграна» уже вышла из одного кризиса и построила прочный финансовый фундамент.
Главная проблема, которую предстояло решить — соотношение долговых обязательств ко всем активам. Это называется чистым капиталом. У «Барселоны» он ушел в отрицательное значение на 451 млн евро. Проще говоря, если потратить все имеющиеся средства клуба, то он бы все равно не закрыл все долги.
Лапорта начал с оптимизации бюджета, иногда прибегая к этически спорным действиям. Например, отменить бесплатные такси для воспитанников академии — теперь им приходится добираться до тренировок на общественном транспорте. Или закрыть клубный телеканал, потому что год его работы обходился в 14 млн евро.
Где-то помогли сами игроки: Жерар Пике отказался от компенсации в 50 млн евро, когда его попросили расторгнуть контракт. Такой же трюк провернули с Серхи Роберто и Хорди Альбой. Все законно — это воля футболистов.
Попутно с большой чисткой Лапорта запустил политику экономических рычагов. Само слово «рычаги» в контексте финансовых фокусов каталонского клуба быстро стало мемом — но меры приносят результат, несмотря на их анекдотичность.
Суть рычагов проста — продажа части своей собственности на длительные сроки.
Наиболее радикальным шагом стала сделка по телеправам: 25% прибыли отправились американской инвестиционной компании Sixth Street. До 2047 года она будет владеть четвертью доходов от реализации, отдав за такую возможность ориентировочно 650 млн евро. Сделка откровенно убыточная, если рассматривать ее с точки зрения долгосрочной перспективы: за такой срок Sixth Street заработает в 2, а то и в 3 раза больше, чем заплатила. И сам Лапорта не скрывал, что мера была вынужденной. Однако «Барселона» получила быстрые деньги, необходимые для срочных задач.
Сложнейшей задачей являлось обновление состава в условиях крайней бюджетной стесненности. Но с ней «блауграна» справляется лучше, чем ожидалось.
Один из главных претендентов на Золотой мяч в этом году, Рафинья, переехал из «Лидса» за 45 млн. Сравните стоимость и выхлоп с трансфером Коутиньо. Возможно, лучший нападающий декады, Роберт Левандовски, перешел за ту же самую сумму. Универсальный защитник Жюль Кюнде обошелся дороже (60 млн), но свою стоимость оправдывает высококачественной игрой.
Хотя настоящим спасением стали внутренние резервы: в эпоху Бертомеу академия клуба не поставила ни одного сильного игрока. Зато при Лапорте воспитанникам стали доверять, и один из них уже выдает топовый уровень — конечно же, мы о Ламине Ямале. Юному вингеру только исполнилось 18, но он уже провел 2 отличных сезона и, что важно, стал олицетворением новой эпохи клуба, заменив Месси.
Ямаль может стать спасением «Барселоны» в финансовом смысле: у него огромная популярность, яркий стиль игры и большие перспективы. Ламин возник, как чудо, в худший период существования команды и подарил большие маркетинговые возможности: если испанец продолжит так играть еще 10-12 лет, то позволит «блаугране» заработать на себе несколько млрд евро. Уже сейчас футболки Ямаля приносят до 10 млн за день — этот факт явно показывает коммерческий потенциал вундеркинда.
Однако в других линиях тоже обосновались свои: Гави признают одним из самых перспективных центральных полузащитников мира, а Пау Кубарси быстро стал лидером обороны. И это мы не считаем игроков ротации типа Фермина Лопеса или Марка Берналя.
С точки зрения результатов все хорошо: в прошлом сезоне выиграли 3 титула и добрались до полуфинала Лиги Чемпионов, подарив вместе с «Интером» одно из лучших противостояний века.
С финансами дела обстоят похуже. Несмотря на множественные рычаги, проблемы никуда не исчезли: сезон 2023/2024 клуб завершил с убытком в 91 млн евро. Из-за грустной финансовой отчетности «Барселона» регулярно попадает в ситуации с отказами на регистрацию игроков.
Мало купить игрока — нужно подать заявку на его регистрацию в турнире. Здесь кроется главная проблема: если у клуба существуют проблемы с доходностью, он может заявить ограниченное количество игроков. Зимой 2025 года история с регистрацией Дани Ольмо перешла в открытое противостояние «блауграны» с руководством Ла Лиги — тогда Лапорта победил и добился регистрации испанца. Но такими темпами каждое трансферное окно будет сопровождаться повторением сюжета — меняться будут только имена футболистов.
Да, «Барселоне» далеко до полного возрождения, сейчас она находится в активной стадии преодоления тяжелых последствий. Но четыре года назад клуб находился на грани откровенной безнадеги и мог стать банкротом. Теперь он побеждает, имеет новых звезд и каким-то образом обходит все ограничения. От смерти, которая грозила совсем недавно, «Барселона» гораздо дальше, чем от полного восстановления. И с каждым годом она приближается к позитивному итогу.
Как минимум видна позитивная динамика с ценообразованием и спросом: в 2021 году стоимость самого дешевого билета равнялась 49 евро. Сейчас его цена равна 85 евро. И здесь вмешиваются как инфляция, так и рост популярности бренда.
Ходить на «Барселону» вновь престижно и интересно — ты с трибун смотришь на молодую и сильную команду, наблюдая за голами Ямаля и Рафиньи.
Тем более повышение цен никак не отпугивает зрителей — наоборот, в 2025 году зафиксирован рост средней посещаемости на 13%. Одними билетами кризис не решишь. Но показатель спроса на них — индикатор того, что бренд возвращает популярность.
Топ новостей
Элементарно
Топ новостей
Про страхование