Топ новостей
30 октября
3 мин.

Интерес к инвестициям просыпается в подростковом возрасте, в следующем году вырастет прожиточный минимум, Центробанк обнаружил, что банки недостаточно информируют клиентов о финансовых продуктах — топ новостей четверга на Просто.
За год число инвесторов в возрасте от 14 до 18 лет, открывших брокерский счет в СберИнвестициях, достигло 120 тыс. Особенное оживление было заметно в последние два месяца — за этот период количество юных инвесторов возросло в два раза, рассказали в банке. 9% инвесторов-подростков открыли брокерский счет в Сбере в 14 лет, 21% — в 15 лет, 31% — в 16 лет и 39% — в 17 лет. 99% молодых людей инициируют открытие брокерского счета самостоятельно. Чаще инвестициями интересуются юноши — 83% против 17% инвесторов-девушек.
Подростки могут инвестировать с ограничениями — им недоступны высокорисковые инструменты. Наиболее популярны среди молодежи акции — в III квартале 2025 года их доля в объеме нетто-покупок достигла 68% (у взрослых — всего 10%). Наиболее востребованы акции Сбера, ВТБ, X5, «Лукойла», «Газпрома», «Аэрофлота», «Яндекса», «Татнефти», «Роснефти» и «Полюса». Доля облигаций в объеме чистых покупок подростками за тот же период — всего 19% (у взрослых — 50%).
С 2026 года прожиточный минимум будет повышен на 6,8% (около 1200 рублей) и достигнет 18 939 рублей. Сейчас он составляет 17 733 рубля на душу населения в месяц, сообщает ТАСС со ссылкой на слова члена комиссии Общественной палаты по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгения Машарова. Указанная величина — средний показатель прожиточного минимума. Он разный для различных категорий: так, с 1 января 2026 года прожиточный минимум для трудоспособных граждан составит 20 644 рубля, для детей — 18 371 рубль, для пенсионеров — 16 288 рублей. Прожиточный минимум — это минимальная сумма доходов, которая необходима человеку для обеспечения базовых потребностей — питание, одежда, коммунальные услуги, транспорт. Показатель отличается в различных регионах, так как в них разные цены на товары и услуги, а для расчета прожиточного минимума используется региональный коэффициент.
Полный объем, актуальные сведения, простое изложение, никаких гарантий и необъективных сравнений — таковы основные критерии донесения информации, которых банки должны придерживаться при общении с клиентами. Как сообщается в информационном письме ЦБ РФ, регулятор провел проверки и выявил ряд негативных практик — финансовые организации раскрывают клиентам не все сведения о продуктах и услугах, гарантируют доходность инвестиций или используют на своих сайтах графические приемы, чтобы сделать информацию о сопутствующих расходах менее заметной. Такие нарушения, отметили в Центробанке, выявлены как при устном информировании потребителей, так и на сайтах кредитных организаций. В Банке России рекомендовали финансовым организациям своевременно доводить до потребителей полную, понятную и достоверную информацию о финансовых продуктах и услугах.
