Про МФО
28 ноября
6 мин.
117
26 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге состоялось пленарное заседание в рамках 24-й Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности — ежегодное ключевое отраслевое событие, задающее вектор развития на год вперед. Мероприятие собрало более 500 участников, включая представителей законодательной и исполнительной власти, Банка России, профильных ассоциаций и игроков рынка.
Тема конференции — «Микрофинансирование и социализация: в поисках баланса интересов» — как никогда точно отражает текущий момент. Рынок микрофинансирования, демонстрируя впечатляющий рост, одновременно сталкивается с серьезными вызовами. Ключевая проблематика, озвученная практически всеми спикерами, заключается в глубинном противоречии между финансовыми показателями сектора и его социальным восприятием.
Как метко заметил модератор пленара Алексей Саватюгин: «Я не помню ни одного года, чтобы не объявляли о каких-то революционных изменениях регуляторы и законодатели и говорили, что вот сейчас все наладится». Эта фраза точно описывает перманентное состояние трансформации, в котором пребывает рынок.
Выступление Ильи Кочеткова, директора департамента небанковского кредитования Банка России, содержало ключевые цифры, характеризующие состояние рынка. По итогам первого полугодия 2025 года портфель микрозаймов достиг 740 млрд рублей, показав рост примерно на 50% за год.
Однако позитивная динамика омрачена тревожными сигналами. В третьем квартале впервые отмечено снижение объемов выдачи на 6% и количества уникальных заемщиков. Одновременно вырос уровень просроченной задолженности свыше 90 дней, который по итогам полугодия составил около 30%.
Но главной проблемой, по мнению спикеров, остается концентрация долговой нагрузки. Илья Кочетков привел красноречивые данные: «На конец сентября 2025 года около 30% заемщиков имели на руках два и более дорогих займов, на эти займы приходилось 46% потребительского портфеля». Эта статистика прямо указывает на системную проблему «закредитованности», когда бизнес-модель многих МФО по-прежнему зависит от повторных обращений клиентов, попавших в долговую ловушку.

Самый резонансный тезис прозвучал из уст Николая Цеда, члена Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Он привел данные опроса, которые обнажили глубокий кризис доверия к сектору: «Только 12% доверяют микрофинансовым организациям, а 57%, даже при наличии потребности в заемных средствах, ни при каких условиях не готовы заключать договор».
Эта цифра стала лейтмотивом всего заседания, создав мощный контраст с триллионными оборотами рынка. Проблематика здесь выходит за рамки финансовых показателей и упирается в социальную приемлемость бизнеса. Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, напрямую связал это с качеством услуг: «От глобального недовольства мы переходим к локальным историям, но они не имеют такого уж системного характера». Однако последующие выступления показали, что проблемы носят именно системный характер.
Представители Федерального Собрания — Николай Цед и Николай Журавлев, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, — обозначили приоритеты законодательной работы. Позиция государства была сформулирована четко: граждане должны получать услуги на регулируемом рынке, а законодательство должно поощрять легальных игроков и искоренять нелегалов.
Законопроект «Социализация 3.0»: принят в первом чтении. Его основные новеллы, по словам Ильи Кочеткова, включают «один дорогой заем в руки, уменьшение предельной суммы переплат до 100% и период охлаждения». Эти меры напрямую бьют по доходности моделей, построенных на повторных займах.
Проблематика внедрения. Как отметил Николай Цед, при обсуждении законопроекта возникают дискуссии, в частности, вокруг массовых взысканий и идентификации. Это указывает на сопротивление рынка и сложность поиска баланса.
Михаил Мамута добавил важный штрих, анонсируя, что рекомендации Банка России по управлению продуктами будут перенесены в обязательные стандарты: «Вот, наверное, 2026 год — это тот год, когда мы будем предлагать сразу зафиксировать основные положения в базовых стандартах». Это означает неизбежное ужесточение надзора.

Выступление Михаила Мамуты было наиболее предметным и жестким в части критики конкретных практик. Эксперт выделил несколько ключевых проблемных зон:
Навязывание дополнительных услуг: «Довольно сильный рост жалоб на навязывание и на возврат денег за ненужную услугу». Спикер привел оправдание, которое слышит от рынка: «С его растущих ограничений на стоимость займа мы вынуждены дозарабатывать вот таким вот образом». На это он дал исчерпывающий ответ: «Коллеги, могу вам прямо сказать, банки уже это проходили. Они это делать перестали». Михаил Мамута прямо пригрозил использованием «инструментария исключения МФО из реестра».
Регулятор также указал на проблему формального соблюдения закона «бесплатного» погашения: «Ты взял заем в Москве, а бесплатный способ погашения в Рязани». Это подчеркивает проблему недобросовестного соблюдения бизнесом регуляторных норм.
Эти критические заявления перекликаются с выступлением Ольги Васильевой, члена правления АО «Д2 Страхование», которая провела сравнительный анализ с банковским сектором. Эксперт показала, что при в 10 раз меньшем количестве заемщиков, МФО получают сопоставимое с банками количество жалоб (17,2 тыс. против 16,3 тыс.). «Банки почему-то с этим научились работать, — констатировала Ольга Васильева. — Они не только более социально ответственны, но и у них еще процент жалоб меньше». Этот сравнительный анализ высветил отставание МФО в области клиентского сервиса и выстраивания долгосрочных отношений с клиентом.
Два вопроса вызвали наиболее оживленную дискуссию ввиду их потенциального драматического влияния на бизнес-модели.
Биометрическая идентификация. Илья Кочетков констатировал проблемы: низкое наполнение ЕБС (5,8 млн записей), высокая стоимость внедрения и несовпадение аудитории ЕБС с клиентами МФО. Банк России предлагает альтернативу — использование коммерческих биометрических систем, но эта инициатива, по словам эксперта, встречает сопротивление: «У нас есть ряд оппонентов, нас ждет рамка обсуждения этих норм правительства». Это раскрывает проблему лоббирования и поиска компромисса между безопасностью и доступностью услуг.
Расчет показателя долговой нагрузки (ПДН). Происходит кардинальное ужесточение. С 1 июля 2027 года для расчета ПДН можно будет использовать только официально подтвержденные доходы. Михаил Алексин, генеральный директор Объединенного кредитного бюро, дал по этому поводу самый тревожный для рынка прогноз: «Вот мы, когда проделывали мысленный эксперимент, а что бы было, если бы те правила, которые коснутся рынка микрофинансирования до 2027 года включительно, были актуальны уже в 2024 году, пришли к выводу, что был бы выдан только каждый четвертый заем». Спикер призвал рынок к немедленным действиям: «Релизный цикл в ваших системах — это месяца четыре. Коллеги, у вас осталось буквально четыре таймслота. Кто успеет, тот и будет делить этот каждый четвертый заем». Выступление эксперта выделило проблему технологической и бизнес-адаптации в сжатые сроки.
Выступления Натальи Шаманской, заместителя директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и налогового стимулирования Минэкономразвития России, и Елены Филипповой, руководителя Дирекции развития инфраструктуры поддержки АО «Корпорация «МСП», показали другую грань рынка — социально ориентированную и поддерживаемую государством. Был отмечен рост активов государственных МФО до 30 млрд рублей и успехи цифровизации.
Елена Филиппова сообщила об историческом максимуме выдачи через цифровую платформу МСП — 250 млн рублей в день, что демонстрирует потенциал технологического развития сектора. Также был анонсирован пилотный проект по подключению коммерческих МФО к платформе, что открывает для них новые каналы дистрибуции.
Пленарное заседание 24-й Национальной конференции ясно обозначило, что эпоха экстенсивного роста за счет дорогих займов и агрессивных продаж завершается. На смену ей приходит эра «социализации», клиентоцентричности и зрелого регулирования.
Итоговая проблематика может быть суммирована в нескольких тезисах:
🟡 Экономическая vs социальная эффективность: рынок финансово успешен, но социально нелегитимен.
🟡 Скорость изменений: законодательные и регуляторные тренды опережают способность значительной части рынка к адаптации.
🟡 Технологический разрыв: предстоящие изменения в ПДН и биометрии требуют масштабных ИТ-инвестиций, которые могут оказаться не по силам многим игрокам.
🟡 Культурный разрыв: необходимость перехода от культуры продаж к культуре обслуживания и долгосрочных отношений с клиентом.
Михаил Мамута резюмировал: «Рынок микрофинансирования будет столько, сколько есть потребности в этих услугах». Однако он же указал и путь вперед: «Будущее развитие этого рынка в значительной степени связано со способностью рынка доносить свою позицию в очень понятном, читаемом виде до всех заинтересованных сторон, риторика не может висеть в воздухе, она должна всегда опираться на данные».
Задача участников рынка на ближайшие год-два — доказать, что они могут не только адаптироваться к новым правилам, но и искренне переориентироваться на интересы клиента, предлагая прозрачные, качественные и по-настоящему полезные финансовые продукты. В противном случае «каждый четвертый заем» может стать не временной мерой, а новой суровой реальностью для сузившегося рынка.