Утильсбор взлетит на 925%: как спасают русский автопром

Лайфстайл

29 сентября

8 мин.

Что сильнее всего влияет на стоимость автомобиля? Еще недавно (до 17 сентября) главными факторами считались сила бренда или выбор конкретной комплектации. Однако теперь главным ценовым бустером стал утильсбор.

Содержание:
Деньги Сразу
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

16-180

Ставка

0-0,8%

Быстроденьги
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

3-180

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Турбозайм
Сумма до

50 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Гринмани
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-21

Ставка

0-0,8%

Деньги Сразу
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

16-180

Ставка

0-0,8%

Быстроденьги
Сумма до

100 000 ₽

Срок (дни)

3-180

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Турбозайм
Сумма до

50 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Гринмани
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-21

Ставка

0-0,8%

С 1 ноября 2025 года критерии расчета утильсбора расширяются — теперь будет учитываться количество лошадиных сил. И если машина слишком мощная, то ее цена взлетит на несколько миллионов.

Например: сейчас новый электрокар Zeekr 001 можно привезти в Россию за 6 млн рублей, включая 3 тыс. 600 рублей утильсбора. Когда в силу вступят новые правила расчета, то за такую же машину придется отдать 2 млн 166 тыс. рублей утильсбора. А уж если захочется привезти BMW M5 из Германии, то количество миллионов, оставленных на таможне, сравняется с его номером в модельной линейке.

Плати сразу, утилизируем потом

Утилизационный сбор — плата за то, что машину рано или поздно отправят в утиль, то есть уничтожат. В РФ его ввели в 2012 году по аналогии с похожей практикой в странах ЕС, где утильсбор был придуман для спасения экологии.

Логика утильсбора такова:

  1. Автомобиль попадает в Россию, чтобы ездить на нем в пределах страны.
  2. Рано или поздно машина станет непригодной для эксплуатации и будет отправлена в утиль. Безусловно, существуют автомобили, которые попадают в музей, — но это лишь доля процента. Остальные же завершат свой путь под титановым прессом.
  3. Утилизация будет проводиться государством, оно потратит бюджетные деньги на то, чтобы превратить отжившую свое машину в груду металла.

Ставка утильсбора делится на два вида: льготную и коммерческую. Первая — для тех, кто ввозит авто с целью личного пользования. Главное условие — физлицо, оформляющее автомобиль на себя, не должно перепродавать машину в течение 12 месяцев. Коммерческую ставку уплачивают юридические лица, то есть фирмы и компании, которым требуется автомобиль для работы, автодилеры или физлица-перекупщики.

Утильсбор распространяется на все транспортные средства: произведены они в России или ввезены из-за рубежа — без разницы, данная процедура одинакова во всех случаях.

Это иронично: в стоимость новой машины заложена плата за ее смерть. Но автомобилистов раздражает не сам факт утильсбора — а необоснованное изменение критериев. То, что произойдет 1 ноября, будет выгодно лишь государственной казне и одному крупному предприятию в городе Тольятти. Тогда как цены на рынке что новых, что подержанных автомобилей разгонятся до скорости болида «Формулы-1».

Лошади по 667 тысяч

Согласно новым правилам, под льготную ставку попадет малое количество моделей — автомобили на двигателе внутреннего сгорания мощностью до 160 л. с. и электрокары+гибриды мощностью менее 80 л. с. Если не удается вписаться в эти критерии, автоматически идет расчет по коммерческой ставке — не имеет роли, для каких целей машина на самом деле ввозится в страну. Это ломает смысл слова «коммерческий» — по факту теперь придется переплачивать минимум 925% за мощность.

Если быть точнее, то льготная ставка будет распространяться лишь на:

  • подержанные малолитражные автомобили;
  • 7–8 маломощных электромобилей типа компактной модели T03 от китайского бренда Leapmotor;
  • некоторые иностранные бюджетные модели в базовой комплектации (например, Toyota RAV 4 в самом дешевом исполнении обладает мотором мощностью 155 л. с.);
  • всю продукцию «АвтоВАЗ», УАЗ, ГАЗ и МАЗ «Москвич», потому что в российские легковушки не устанавливаются мощные двигатели.

Льготная ставка зависит еще от года выпуска автомобиля, но минимальное значение — 3 тыс. 600 рублей. Если силовая установка мощнее лимитов, тогда придется заплатить в 185 раз больше: коммерческая ставка начинается от 667 тыс. рублей. Утильсбор за автомобиль, силовая установка которого объемом больше 2 литров и мощностью выше 160 л. с., составит 1 млн 875 тыс. 400 рублей — для сравнения, это стоимость новой Lada Vesta в хорошей комплектации. 

Критерии утильсбора — прокрустово ложе. Они ужесточаются таким образом, чтобы дать отечественному автопрому большое преимущество: просто сужаем рамки до таких параметров, в которые не протиснутся иностранные машины. Соответственно, иномарки дорожают и становятся недоступными.

И не забываем о главном: государство компенсирует заводу 100% утильсбора, если автомобиль собран в России. Как бы ни рос утильсбор, отечественный производитель всегда отобьет его стоимость.

Зачем ужесточать утильсбор?

Наблюдаются три очевидные причины:

  1. Стимулировать спрос на отечественные автомобили.
  2. Дать мотивацию иностранным брендам открыть производство в России.
  3. Снизить объемы серого импорта.

Крупнейший игрок российского автопрома, «АвтоВАЗ», в 2024 году выпустил 525 тыс. автомобилей — а продал 459 тыс. С учетом того, что у волжского автогиганта после 2022 года резко сократилось количество конкурентов, эти показатели не обнадеживают. В связи с этим в Тольятти, по словам директора завода Максима Соколова, пришлось по ходу 2025 года «скорректировать» производственный план — фактически резко снизить объемы выпуска новых машин. СМИ поговаривают, что «АвтоВАЗ» рассматривает переход на четырехдневный формат рабочей недели, однако на берегу Волги эти инсайды назвали «домыслами».

Без дополнительного, хоть и немного навязанного обстоятельствами, спроса отечественные производители уйдут в убыток. Особенно тяжко «Москвичу», у которого в январе продажи рухнули на 54%. 

Несмотря на исход массы брендов с рынка в 2022 году, освободившуюся нишу иномарок активно заняли китайские производители. Автомобили с Поднебесной и до эпохи резких перемен постепенно увеличивали свое влияние, но теперь они доминируют на рынке. Ведь в 2024 году 60% проданных новых машин — китайские. 

Кроме того, что наш автопром упирается в Великую стену конкуренции и не может быть прибыльным, — так еще иностранные производители выводят значительную часть прибыли в Пекин. На данный момент лишь пара китайских производителей собирает машины на российских заводах, обеспечивая рабочие места. Остальные импортируют уже готовую продукцию. Ужесточение критериев утильсбора заставит задуматься об аренде заводов в Калуге или Шушарах.

Параллельно альтернативно

Однако всплывает третья проблема — серый импорт. Законный, но без согласия иностранного автопроизводителя. Плюсы очевидны: можно купить любой автомобиль за границей, даже ту модель, которая на нашем рынке не представлена. И это обойдется гораздо дешевле, чем брать в автосалоне, так как нет переплаты за наценку дилера.

Однако есть и минусы:

  1. Таможенным оформлением придется заниматься самостоятельно или довериться посреднику.
  2. Имеется риск наткнуться на автомобиль с дефектами.
  3. Если машина сломается, ее невозможно починить по гарантии.

Для тех, кто не хочет выбирать между китайскими и российскими автомобилями, это единственный вариант взять желанную машину. Особенно на фоне исчезновения официальных представительств таких марок, как Toyota, BMW или Audi.

Серый импорт в России был массовым с конца 80-х до начала 2000-х, когда далеко не каждый бренд хотел входить на стихийно формирующийся рынок. В нынешнем десятилетии данный способ пережил возрождение и обзавелся новым прилагательным: «параллельный». Однако когда доля параллельного импорта составила 41% от общего числа ввезенных в РФ машин, настала пора ограничить этот поток.

Основные направления таковы:

  • Япония — всегда актуальная локация, особенно любимая Дальним Востоком и Сибирью. Главные преимущества — географическая близость, наличие портов в Приморском крае, налаженная логистика и высокая надежность продукции Страны восходящего солнца.
  • Китай — причем из Поднебесной везут немецкие машины: Volkswagen, Audi, BMW. Китайская таможня, в отличие от пограничных пунктов стран ЕС, задает меньше вопросов и не препятствует прямому ввозу машин в РФ. Плюс географический фактор — Владивосток рядом.
  • ОАЭ — Дубай ценят за обилие подержанных премиальных авто. Дополнительные факторы популярности: отсутствие политических предрассудков у местной таможни и наличие трех крупных портов.

Главным фактором массовости параллельного импорта был как раз утильсбор с его мягкими критериями. Однако все зашло слишком далеко, как считает государство: автолюбители не поддерживают внутренний рынок, а просто перегоняют машины из-за рубежа. От этого ни российские автопроизводители, ни официальные дилеры оставшихся иностранных брендов ничего не получают — индустрия стагнирует.

Реальный пример: в свободной продаже сейчас находятся 299 BMW X7 2022–2025 годов выпуска. Баварская компания уже не представлена на рынке РФ, ее продукцию можно приобрести только за границей. И речь идет о дорогом премиальном внедорожнике стоимостью от 8,5 млн рублей в минимальной комплектации за подержанный вариант. Если на такое предложение имеется большой спрос, то несложно предположить, как востребован ввоз менее дорогих автомобилей по «параллельной» схеме. 

В качестве примера приведем наличие других роскошных джипов тех же годов выпуска:

  • Toyota Land Cruiser — 290 машин, цена от 7 млн;
  • Porsche Cayenne — 199 машин, цена от 9 млн;
  • Range Rover — 185 машин, цена от 11 млн;
  • Mercedes G-Class (он же Geländewagen) — 250 машин, цена от 14 млн 950 тыс.

После 1 ноября потенциальные покупатели таких статусных машин задумаются о смене приоритетов: не факт, что переключатся на «Москвич 8», но точно откажутся от первоначальных планов о новом «Крузаке» из-за неподъемного утильсбора.

«АвтоВАЗ» одобряет, водители — нет

У отечественных автомобилей и так вроде бы хватает преимуществ:

  1. Низкая цена относительно иномарок.
  2. Гарантия того, что производитель останется на рынке: российская компания из России не уйдет.
  3. Различные программы субсидирования для покупателей.

Тем не менее автолюбители до сих пор предпочитают иномарки. Повышение утильсбора не решает главной проблемы — оно не улучшает имидж российского автопрома. Ведь машину выбирают не только по цене или характеристикам, но и руководствуясь субъективными представлениями. Судя по количеству анекдотов о продукции «АвтоВАЗ», представления у людей весьма неоднозначные.

Скорее всего, иностранные машины значительно подорожают, новых сделок на авторынке станет еще меньше — соответственно, повысится спрос на подержанные автомобили с пробегом по РФ. Ничего предосудительного относительно б/у техники нет, не считая одного: автомобиль, как и любой механизм, изнашивается со временем. А износ транспортного средства представляет опасность для всех участников дорожного движения.

Автор
Константин Будников