Лайфстайл
29 сентября
8 мин.
Что сильнее всего влияет на стоимость автомобиля? Еще недавно (до 17 сентября) главными факторами считались сила бренда или выбор конкретной комплектации. Однако теперь главным ценовым бустером стал утильсбор.
С 1 ноября 2025 года критерии расчета утильсбора расширяются — теперь будет учитываться количество лошадиных сил. И если машина слишком мощная, то ее цена взлетит на несколько миллионов.
Например: сейчас новый электрокар Zeekr 001 можно привезти в Россию за 6 млн рублей, включая 3 тыс. 600 рублей утильсбора. Когда в силу вступят новые правила расчета, то за такую же машину придется отдать 2 млн 166 тыс. рублей утильсбора. А уж если захочется привезти BMW M5 из Германии, то количество миллионов, оставленных на таможне, сравняется с его номером в модельной линейке.
Утилизационный сбор — плата за то, что машину рано или поздно отправят в утиль, то есть уничтожат. В РФ его ввели в 2012 году по аналогии с похожей практикой в странах ЕС, где утильсбор был придуман для спасения экологии.
Логика утильсбора такова:
Ставка утильсбора делится на два вида: льготную и коммерческую. Первая — для тех, кто ввозит авто с целью личного пользования. Главное условие — физлицо, оформляющее автомобиль на себя, не должно перепродавать машину в течение 12 месяцев. Коммерческую ставку уплачивают юридические лица, то есть фирмы и компании, которым требуется автомобиль для работы, автодилеры или физлица-перекупщики.
Утильсбор распространяется на все транспортные средства: произведены они в России или ввезены из-за рубежа — без разницы, данная процедура одинакова во всех случаях.
Это иронично: в стоимость новой машины заложена плата за ее смерть. Но автомобилистов раздражает не сам факт утильсбора — а необоснованное изменение критериев. То, что произойдет 1 ноября, будет выгодно лишь государственной казне и одному крупному предприятию в городе Тольятти. Тогда как цены на рынке что новых, что подержанных автомобилей разгонятся до скорости болида «Формулы-1».
Согласно новым правилам, под льготную ставку попадет малое количество моделей — автомобили на двигателе внутреннего сгорания мощностью до 160 л. с. и электрокары+гибриды мощностью менее 80 л. с. Если не удается вписаться в эти критерии, автоматически идет расчет по коммерческой ставке — не имеет роли, для каких целей машина на самом деле ввозится в страну. Это ломает смысл слова «коммерческий» — по факту теперь придется переплачивать минимум 925% за мощность.
Если быть точнее, то льготная ставка будет распространяться лишь на:
Льготная ставка зависит еще от года выпуска автомобиля, но минимальное значение — 3 тыс. 600 рублей. Если силовая установка мощнее лимитов, тогда придется заплатить в 185 раз больше: коммерческая ставка начинается от 667 тыс. рублей. Утильсбор за автомобиль, силовая установка которого объемом больше 2 литров и мощностью выше 160 л. с., составит 1 млн 875 тыс. 400 рублей — для сравнения, это стоимость новой Lada Vesta в хорошей комплектации.
Критерии утильсбора — прокрустово ложе. Они ужесточаются таким образом, чтобы дать отечественному автопрому большое преимущество: просто сужаем рамки до таких параметров, в которые не протиснутся иностранные машины. Соответственно, иномарки дорожают и становятся недоступными.
И не забываем о главном: государство компенсирует заводу 100% утильсбора, если автомобиль собран в России. Как бы ни рос утильсбор, отечественный производитель всегда отобьет его стоимость.
Наблюдаются три очевидные причины:
Крупнейший игрок российского автопрома, «АвтоВАЗ», в 2024 году выпустил 525 тыс. автомобилей — а продал 459 тыс. С учетом того, что у волжского автогиганта после 2022 года резко сократилось количество конкурентов, эти показатели не обнадеживают. В связи с этим в Тольятти, по словам директора завода Максима Соколова, пришлось по ходу 2025 года «скорректировать» производственный план — фактически резко снизить объемы выпуска новых машин. СМИ поговаривают, что «АвтоВАЗ» рассматривает переход на четырехдневный формат рабочей недели, однако на берегу Волги эти инсайды назвали «домыслами».
Без дополнительного, хоть и немного навязанного обстоятельствами, спроса отечественные производители уйдут в убыток. Особенно тяжко «Москвичу», у которого в январе продажи рухнули на 54%.
Несмотря на исход массы брендов с рынка в 2022 году, освободившуюся нишу иномарок активно заняли китайские производители. Автомобили с Поднебесной и до эпохи резких перемен постепенно увеличивали свое влияние, но теперь они доминируют на рынке. Ведь в 2024 году 60% проданных новых машин — китайские.
Кроме того, что наш автопром упирается в Великую стену конкуренции и не может быть прибыльным, — так еще иностранные производители выводят значительную часть прибыли в Пекин. На данный момент лишь пара китайских производителей собирает машины на российских заводах, обеспечивая рабочие места. Остальные импортируют уже готовую продукцию. Ужесточение критериев утильсбора заставит задуматься об аренде заводов в Калуге или Шушарах.
Однако всплывает третья проблема — серый импорт. Законный, но без согласия иностранного автопроизводителя. Плюсы очевидны: можно купить любой автомобиль за границей, даже ту модель, которая на нашем рынке не представлена. И это обойдется гораздо дешевле, чем брать в автосалоне, так как нет переплаты за наценку дилера.
Однако есть и минусы:
Для тех, кто не хочет выбирать между китайскими и российскими автомобилями, это единственный вариант взять желанную машину. Особенно на фоне исчезновения официальных представительств таких марок, как Toyota, BMW или Audi.
Серый импорт в России был массовым с конца 80-х до начала 2000-х, когда далеко не каждый бренд хотел входить на стихийно формирующийся рынок. В нынешнем десятилетии данный способ пережил возрождение и обзавелся новым прилагательным: «параллельный». Однако когда доля параллельного импорта составила 41% от общего числа ввезенных в РФ машин, настала пора ограничить этот поток.
Основные направления таковы:
Главным фактором массовости параллельного импорта был как раз утильсбор с его мягкими критериями. Однако все зашло слишком далеко, как считает государство: автолюбители не поддерживают внутренний рынок, а просто перегоняют машины из-за рубежа. От этого ни российские автопроизводители, ни официальные дилеры оставшихся иностранных брендов ничего не получают — индустрия стагнирует.
Реальный пример: в свободной продаже сейчас находятся 299 BMW X7 2022–2025 годов выпуска. Баварская компания уже не представлена на рынке РФ, ее продукцию можно приобрести только за границей. И речь идет о дорогом премиальном внедорожнике стоимостью от 8,5 млн рублей в минимальной комплектации за подержанный вариант. Если на такое предложение имеется большой спрос, то несложно предположить, как востребован ввоз менее дорогих автомобилей по «параллельной» схеме.
В качестве примера приведем наличие других роскошных джипов тех же годов выпуска:
После 1 ноября потенциальные покупатели таких статусных машин задумаются о смене приоритетов: не факт, что переключатся на «Москвич 8», но точно откажутся от первоначальных планов о новом «Крузаке» из-за неподъемного утильсбора.
У отечественных автомобилей и так вроде бы хватает преимуществ:
Тем не менее автолюбители до сих пор предпочитают иномарки. Повышение утильсбора не решает главной проблемы — оно не улучшает имидж российского автопрома. Ведь машину выбирают не только по цене или характеристикам, но и руководствуясь субъективными представлениями. Судя по количеству анекдотов о продукции «АвтоВАЗ», представления у людей весьма неоднозначные.
Скорее всего, иностранные машины значительно подорожают, новых сделок на авторынке станет еще меньше — соответственно, повысится спрос на подержанные автомобили с пробегом по РФ. Ничего предосудительного относительно б/у техники нет, не считая одного: автомобиль, как и любой механизм, изнашивается со временем. А износ транспортного средства представляет опасность для всех участников дорожного движения.
Налоги и вычеты
Лайфстайл
Лайфстайл
Лайфстайл