Про банки
9 декабря
6 мин.
131
С 1 января 2026 года в России заработают новые правила проверки банковских переводов. Самое «интересное» в этой истории то, что под блокировку могут попасть операции между своими счетами. Как не стать жертвой новых правил, разбирались по пунктам, опубликованным во внутреннем документе Центробанка.
Центробанк обновил правила, которые заставят банки смотреть на операции намного внимательнее. Система будет искать любые признаки того, что перевод может быть связан с мошенниками. Подозрение может возникнуть, например, при переводе денег с одного своего счета на другой с последующей быстрой отправкой средств третьему лицу.
Важно подчеркнуть, что никто не будет ограничивать пользование деньгами клиента, но если в переводе системе что-то покажется странным, его могут «заморозить» до выяснения ситуации.
Хорошая новость: переводы себе никто не запрещает.
Плохая новость: если какая-то транзакция будет похожа на мошенничество, банк может ее на время заблокировать.
Чтобы не столкнуться с неожиданной блокировкой из-за незнания правил, разберем простым языком 12 причин, способных вызвать подозрение у системы, и расскажем, что делать в каждом случае.
Если деньги уходят человеку, которого банки уже признали участником мошеннических схем, перевод остановят.
Черный список Банка России — это неофициальное название реестра клиентов, в который банки вносят лиц, представляющих повышенный риск. Чаще всего в него попадают за мошенничество или попытки обмана банка, причастность к отмыванию денег и финансированию терроризма, длительные долги и невыполнение обязательств, массовые отказы банков в обслуживании из-за подозрительных финансовых операций или нарушений законодательства.
Всегда проверяйте получателя, особенно если переводите впервые. Не отправляйте деньги «незнакомым знакомым» и лицам «по объявлению» без проверки. Скоро их можно будет проверить через специальный список, который уже разрабатывает Центробанк.
С 1 марта 2026 года на «ГосТехе» появится отдельная база телефонов, сайтов и электронных кошельков, связанных с киберпреступлениями. К этому моменту система проверки должна заработать в полную силу.
До вступления в силу нового списка избегайте переводов по неизвестным ссылкам и через незнакомые сервисы. Используйте только официальные сайты и приложения.
Долгая реакция банкомата на ваши действия с картой может означать, что либо устройство поддельное или взломанное, либо вы используете скомпрометированную карту.
Пользуйтесь банкоматами в отделениях банков. Если аппарат ведет себя странно — немедленно отмените операцию.
Если система замечает, что карта или торговая точка связана с жалобами, банк может приостановить операцию.
Платите картой только в проверенных местах. Избегайте платежей через незнакомые и подозрительные онлайн-магазины.
Если перевод делается с телефона или компьютера, которые раньше использовались мошенниками, система остановит операцию.
Не вводите данные карты или банка в чужих телефонах и компьютерах.
Очень большая сумма, необычное время транзакции, новый получатель или резкий рост количества переводов — все это вызовет вопросы у системы.
Старайтесь совершать операции в привычном режиме. Если потребуется крупный перевод — будьте готовы подтвердить его через звонок банка.
У банка может быть собственный список подозрительных клиентов, с которыми он уже сталкивался при проведении сомнительных операций.
При появлении сомнений попробуйте уточнить надежность клиента в службе поддержки банка, из которого совершаете перевод.
Если владелец карты участвует в расследовании, банк может блокировать любые поступления на его счет.
Не участвуйте в чужих сомнительных схемах, например, когда вас «попросят принять перевод и обналичить за вознаграждение».
Получение множества СМС с кодами, нехарактерно долгие звонки от незнакомцев, установка сомнительных мобильных приложений — все это может стать негативным сигналом для банка.
Не устанавливайте программы со сторонних сайтов, не переходите по ссылкам в СМС, не общайтесь с так называемыми «сотрудниками банка».
Установка вредоносного ПО, вход в интернет-банк с подозрительного интернет-провайдера, которым раньше клиент никогда не пользовался, замена сим-карты перед переводом средств и замена номера телефона в банковском приложении менее чем за 48 часов до совершаемой транзакцией — все это может стать предметом для внутренней проверки со стороны банка.
Необходимо использовать антивирусные программы, не давайте пользоваться вашим телефоном незнакомым людям, включите двухфакторную защиту в своем банковском приложении.
Если после получения крупного международного перевода (более 100 тыс. рублей) в течение 24 часов его получатель попытается снять наличные через банкомат, система заподозрит совершение «обналичивания через банкомат».
Если ожидаете международный перевод, заранее предупредите банк и избегайте нестандартных операций в первые сутки.
Если клиент переводит себе более 200 тыс. рублей через СБП, а затем сразу отправляет деньги человеку, которому полгода уже ничего не переводил, то система, скорее всего, с нового года заблокирует такой перевод. Это то, о чем говорилось в начале статьи.
🟡 Не отправляйте сразу после крупных переводов деньги новым или редким получателям.
🟡 Делайте паузу между такими переводами.
🟡 Заранее уточняйте у банка правила, если планируете крупные движения средств.
Если операция покажется подозрительной, банк приостановит ее и попросит подтвердить, что перевод делаете именно вы. Сделать это можно будет либо через личное общение с поддержкой банка, либо после визита в одно из его отделений (это будет зависеть от внутренних правил вашей финансовой организации).
Это создает неудобства, но служит дополнительной мерой безопасности. После проверки все деньги вернутся в свободный доступ.
Главное из того, что нужно запомнить:
🟡 не делать резких и необычных финансовых действий;
🟡 следить за безопасностью своего смартфона;
🟡 не переводить деньги незнакомым людям;
🟡 не доверять непроверенным сайтам и сервисам;
🟡 быть готовым подтверждать крупные транзакции банку.
Внимательное отношение к собственным банковским операциям снижает риск того, что банк «заморозит» перевод. Новые правила могут показаться строгими, но их цель — защитить права и средства клиента от реальных мошенников.
*Данная статья носит исключительно информационный характер и не является финансовой или юридической рекомендацией. Редакция не несет ответственности за любые решения, принятые читателями.