Личные финансы
28 ноября
6 мин.
С 1 сентября 2026 года в России вступит в силу новый сбор на электронику — формально платить будет бизнес, но на практике это введение приведет к очередному росту цен на технику. Разбираем, что такое технологический сбор, как вырастут цены и есть ли во всем этом плюсы.
Это специальный платеж для импортеров и производителей электроники в России. Он относится не к классическим налогам, а к отдельным обязательным платежам, похожим на утилизационный сбор для автомобилей. По расчетам Минфина, только за первые три года (с 2026 по 2028 год) техсбор принесет бюджету около 218 млрд рублей.
Идея проста: с каждой единицы техники или электронного компонента государство возьмет фиксированную сумму, а полученные деньги направит на развитие отечественной электронной отрасли. Речь идет о чипах, модулях, компонентах и комплектующих — словом, обо всем, что позволит в будущем меньше зависеть от зарубежных поставщиков и укреплять технологический суверенитет.
Окончательный список товаров, попадающих под сбор, пока не утвержден, но его рамки очень широки. В него попадет почти все, что имеет внутри электронные компоненты: смартфоны, ноутбуки, телевизоры, планшеты, консоли, бытовая техника, роутеры, камеры, устройства для «умного дома» — проще перечислить, что остается за рамками техсбора.
Правда, и вводить его планируют поэтапно: в первую очередь под технологический сбор попадут готовые изделия, и только потом — электронные детали и комплектующие. Для российских производителей предусмотрят «отраслевые меры поддержки», если те смогут подойти под «критерии локализации».
Главная особенность техсбора в том, что он фиксированный. Это не процент от стоимости товара, а установленная сумма, которая может достигать максимум 5 тыс. рублей за единицу товара. Конкретные тарифы для разных категорий электроники утвердят позже, но в Госдуме говорят, что итоговый рост цен может составить 3–5% от текущей цены.
Если прибавить повышение НДС до 22% (уже с 1 января 2026 года) с поправкой на текущую инфляцию, то реальный рост цен на массовые устройства может достичь 5–10% уже к концу 2026 года. Это означает, что гаджеты, купленные до начала нового года, будут по умолчанию дешевле аналогичных моделей, купленных после запуска техсбора.
Если сегодня условный смартфон стоит 10 тыс. рублей, то одно только повышение НДС с 1 января 2026 года добавит к ценнику около 170–200 рублей. Далее — технологический сбор. В Минпромторге говорят, что его размер будет фиксированным и станет зависеть от стоимости каждого конкретного товара. Предполагается, что для смартфонов он составит 750 рублей, а для ноутбуков 1,5 тыс. рублей. Таким образом, наценка при озвученной цене устройства может составить 9–10%, что при усреднении данных дает рост около одной тысячи рублей. С ноутбуками история похожа. Модель за сегодняшние 60 тыс. после введения всех фискальных мер может прибавить в цене до 2,5–2,7 тыс. рублей.
Телевизоры, мониторы, роутеры, консоли — все поднимется в цене примерно в тех же пропорциях. Особенно чувствительно это будет там, где покупают сразу несколько устройств: телефоны детям, планшеты для учебы, бытовая техника в новую квартиру.
Даже если правительство установит умеренные ставки, итоговая картина складывается неутешительная: покупка техники в 2026–2027 годах будет ощутимо дороже, чем сегодня, и это касается всех сегментов — от экономного до премиального.
На первый взгляд, предполагаемый рост цен выглядит просто как очередная инфляционная волна, однако в действительности негативный эффект может быть глубже.
Смартфоны, ноутбуки, бытовая электроника давно перестали быть предметом роскоши. Это инфраструктура, без которой невозможно работать, учиться, пользоваться услугами государства и банков. Когда растут цены на такую «базовую» технику, люди меняют привычки.
Уже сегодня многие обновляют смартфоны раз в два-три года, а ноутбуки — раз в четыре-пять лет. После введения сбора и роста НДС большинство начнет еще сильнее откладывать апгрейд своей техники: раз стало дороже — пользуемся старым до последнего и чаще ремонтируем. В результате упадет спрос, замедлится развитие рынка, а производители и продавцы вынуждены будут поднимать цены, чтобы удержать свой бизнес на плаву.
Конечно, свою роль сыграет параллельный импорт. Формально техсбор платят только официальные поставщики, а «серые» каналы могут какое-то время уходить от его уплаты. Это усилит разрыв между «белой» и «неформальной» торговлей: у первых техника еще больше подорожает, у вторых — останется дешевле. На рынке возникнет дисбаланс между спросом и предложением, пока не ужесточится система контроля.
Хотя для покупателей новость не несет радости, сам по себе сбор задуман как инструмент для развития, обеспечив отрасли электроники стабильное финансирование, а не разовые меры поддержки. Если этот механизм действительно заработает, а средства будут расходоваться эффективно, то через несколько лет может появиться стабильное производство российских компонентов, из которых будут собираться отечественные девайсы. В долгосрочной перспективе это, в теории, сможет стабилизировать цены.
Однако быстрых результатов ждать не стоит. Серьезные изменения в такой отрасли занимают годы, если не десятилетия. Первые эффекты от введения техсбора можно будет оценить не раньше 2027–2028 годов, а реальные плоды — уже ближе к началу следующего десятилетия. Пока же точно известно одно: краткосрочно техника станет дороже, а уровень ее доступности снизится.
После стабилизации рынок перейдет к новому уровню цен, при которых апгрейды текущих устройств обойдутся дороже и будут происходить реже. Технологический сбор — новая реальность, которая заставит пользователей по-новому планировать покупки, ремонт и обновление своих гаджетов.
Будет ли от этого хоть какая-то польза — зависит от того, насколько эффективно собранные средства попадут в отрасль. Но ждать первых результатов придется долго. А вот подорожание мы увидим уже в конце 2026 года, и его почувствуют все: от студентов до владельцев бизнеса.
Если вы уже присмотрели новый ноутбук, телевизор или смартфон, логичнее завершить покупку до осени 2026 года. В начале действия сбора рынок наверняка будет лихорадить: путаница со ставками, перебои с поставками, резкие скачки цен на остатки — все это «разгонит» цены на и без того подорожавшую технику.