Лайфстайл
7 августа
6 мин.
Почему билеты в одну сторону стоят 5 тысяч, а обратно — 25? Почему иногда выгоднее лететь через четыре пересадки, чем напрямую? Почему можно купить билет и не улететь? В статье изучаем авиационную экономику и лайфхаки, как летать дешевле.
Вы наверняка задавались вопросом, как складываются цены на авиабилеты. И скорей всего недоумевали: почему в пятницу вечером перелет из Москвы в Петербург может стоить дороже, чем рейс в Иркутск во вторник утром?
Самый простой и короткий ответ: это не про расстояние – это про спрос.
Авиакомпаниям и аэропортам постоянно приходится балансировать между рентабельностью и удовлетворенностью пассажиров. Они, как сложные финансово-аналитические механизмы, ежедневно используют динамическое ценообразование (dynamic pricing). За этим кроется гигантская логистика, предсказания спроса, ценовые стратегии и сотни мелких решений.
Чаще всего мы и не догадываемся, как именно нас убеждают платить больше или, наоборот, летим супер-дешево, когда совпадают алгоритмы и удача.
Стоимость билета меняется в зависимости от десятков факторов. В их числе:
Если вы ищете билет за два месяца до вылета — алгоритм считает вас экономным туристом. А если бронируете за сутки, вас классифицируют как «человек без вариантов» и готовы предложить цену с максимальной маржой. Чем выше спрос, тем выше цена.
На один рейс может существовать до 10 разных тарифов, отличающихся только временем покупки и гибкостью. Первые места продаются по самым низким ценам, и по мере заполнения салона тарифы повышаются.
Топливо — одна из самых значительных статей расходов для авиакомпаний. Чтобы защититься от нестабильных цен, перевозчики часто вводят топливный сбор. Он позволяет частично переложить риски на пассажира и сохраняет гибкость в управлении ценами. Однако когда стоимость керосина снижается, авиалинии далеко не всегда сокращают этот сбор пропорционально, компенсируя резкие колебания цены и сохраняя свою доходность.
Иногда экономия доходит до абсурда и даже до грани фола. Так, в 2024-м разгорелся громкий скандал: пилоты одной авиакомпании обвинили руководство в требовании экономить топливо до минимума для достижения финансового результата, несмотря на возможный ущерб безопасности рейсов. Утверждалось, что такие требования могли угрожать безопасности пассажиров. Скандал быстро замяли. Представители авиакомпании отвергли обвинения, заявив, что топливо планируется и контролируется строго по правилам, включая нормативный запас для запасных аэродромов и ожидания в очереди на посадку.
Авиакомпании стараются выжать максимум из каждого рейса. Пустое кресло – убытки. Поэтому они нередко прибегают к овербукингу, продаже большего количества билетов, чем есть мест в наличии. По статистике, часть пассажиров не является на рейс. Но иногда приходят все, и… кого-то приходится не пускать.
В России законодательство пока не охватывает термин «сверхбронирование», и пассажиры часто остаются без ответа. Это своеобразный «лайфхак» для бизнеса. Статья 103 Воздушного кодекса обязывает доставить пассажира, а Закон о защите прав потребителей позволяет потребовать полный возврат. Однако компенсации минимальны — по статье 120 Воздушного кодекса это около 100 рублей в час, но не более половины от стоимости билета. Авиакомпании часто оспаривают требования, ссылаясь на форс-мажор или технические проблемы.
В конце 2024 года Минтранс начал разработку поправок, предлагая закрепить право на овербукинг при условии выплаты компенсаций и предоставления альтернативных рейсов.
Что делать пассажиру чтобы избежать овербукинга:
Чартер — это не «бюджетный» или «второсортный» рейс, как думают многие. Это арендованный туроператором самолет, который выкупается целиком у авиакомпании заранее, на месяц или даже сезон.
Самолет может быть тем же, что и на регулярных рейсах, но цена – в разы ниже.
Вот причины:
Так можно улететь в Турцию за 7 тыс. рублей, пока сосед платит 30 тыс. в составе тура. Это не ошибка. Это желание туроператора хотя бы частично компенсировать аренду, даже если туры не продались.
Теперь о приятном – ниже мы привели несколько рабочих советов, как можно летать дешево.
Авиаиндустрия — это хитросплетение экономики аэропортов, стратегий авиакомпаний, технологических факторов и рыночных рисков. Цены на билеты меняются не случайно — это результат баланса между затратами, спросом, бизнес‑моделями и условиями внешней среды.
Но пассажиры тоже могут стать умнее: вооружившись знаниями о ценообразовании, овербукинге, чартерных рейсах и лайфхаками, можно летать выгоднее, безопаснее и с минимальными потерями.
Подробнее — разбираем в нашем ролике на YouTube.
Лайфстайл
Личные финансы
Долги, коллекторы, банкротство
Долги, коллекторы, банкротство