Как на нас зарабатывают авиакомпании?

Лайфстайл

7 августа

6 мин.

Почему билеты в одну сторону стоят 5 тысяч, а обратно — 25? Почему иногда выгоднее лететь через четыре пересадки, чем напрямую? Почему можно купить билет и не улететь? В статье изучаем авиационную экономику и лайфхаки, как летать дешевле.

Содержание:
Credit7
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Надо Денег
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Zaymigo
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Срочно Деньги
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-30

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Credit7
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Надо Денег
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Zaymigo
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Срочно Деньги
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-30

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Авиабилет — это не просто цена за километры

Вы наверняка задавались вопросом, как складываются цены на авиабилеты. И скорей всего недоумевали: почему в пятницу вечером перелет из Москвы в Петербург может стоить дороже, чем рейс в Иркутск во вторник утром?

Самый простой и короткий ответ: это не про расстояние – это про спрос.

Авиакомпаниям и аэропортам постоянно приходится балансировать между рентабельностью и удовлетворенностью пассажиров. Они, как сложные финансово-аналитические механизмы, ежедневно используют динамическое ценообразование (dynamic pricing). За этим кроется гигантская логистика, предсказания спроса, ценовые стратегии и сотни мелких решений. 

Чаще всего мы и не догадываемся, как именно нас убеждают платить больше или, наоборот, летим супер-дешево, когда совпадают алгоритмы и удача.

Стоимость билета меняется в зависимости от десятков факторов. В их числе:

  • день недели, сезон и время вылета;
  • количество уже проданных мест;
  • конкуренция на маршруте;
  • поведение и профиль покупателя.

Если вы ищете билет за два месяца до вылета — алгоритм считает вас экономным туристом. А если бронируете за сутки, вас классифицируют как «человек без вариантов» и готовы предложить цену с максимальной маржой. Чем выше спрос, тем выше цена.

На один рейс может существовать до 10 разных тарифов, отличающихся только временем покупки и гибкостью. Первые места продаются по самым низким ценам, и по мере заполнения салона тарифы повышаются.

Что такое топливный сбор и как он влияет на цену?

Топливо — одна из самых значительных статей расходов для авиакомпаний. Чтобы защититься от нестабильных цен, перевозчики часто вводят топливный сбор. Он позволяет частично переложить риски на пассажира и сохраняет гибкость в управлении ценами. Однако когда стоимость керосина снижается, авиалинии далеко не всегда сокращают этот сбор пропорционально, компенсируя резкие колебания цены и сохраняя свою доходность.

Иногда экономия доходит до абсурда и даже до грани фола. Так, в 2024-м разгорелся громкий скандал: пилоты одной авиакомпании обвинили руководство в требовании экономить топливо до минимума для достижения финансового результата, несмотря на возможный ущерб безопасности рейсов. Утверждалось, что такие требования могли угрожать безопасности пассажиров. Скандал быстро замяли. Представители авиакомпании отвергли обвинения, заявив, что топливо планируется и контролируется строго по правилам, включая нормативный запас для запасных аэродромов и ожидания в очереди на посадку.

Что такое овербукинг? Почему он вообще возможен?

Авиакомпании стараются выжать максимум из каждого рейса. Пустое кресло – убытки. Поэтому они нередко прибегают к овербукингу, продаже большего количества билетов, чем есть мест в наличии. По статистике, часть пассажиров не является на рейс. Но иногда приходят все, и… кого-то приходится не пускать.

В России законодательство пока не охватывает термин «сверхбронирование», и пассажиры часто остаются без ответа. Это своеобразный «лайфхак» для бизнеса. Статья 103 Воздушного кодекса обязывает доставить пассажира, а Закон о защите прав потребителей позволяет потребовать полный возврат. Однако компенсации минимальны — по статье 120 Воздушного кодекса это около 100 рублей в час, но не более половины от стоимости билета. Авиакомпании часто оспаривают требования, ссылаясь на форс-мажор или технические проблемы.

В конце 2024 года Минтранс начал разработку поправок, предлагая закрепить право на овербукинг при условии выплаты компенсаций и предоставления альтернативных рейсов.

Что делать пассажиру чтобы избежать овербукинга:

  • регистрируйтесь онлайн заранее;
  • избегайте самых дешевых тарифов;
  • сохраняйте чеки, они помогут доказать убытки при компенсации.

Почему чартеры выгодны?

Чартер — это не «бюджетный» или «второсортный» рейс, как думают многие. Это арендованный туроператором самолет, который выкупается целиком у авиакомпании заранее, на месяц или даже сезон.

Самолет может быть тем же, что и на регулярных рейсах, но цена – в разы ниже.

Вот причины:

  • Туроператор берет на себя все риски.
  • Чартер летает в «дешевые» окна аэропортов, снижая операционные расходы.
  • Маршруты — максимально популярные (например, Москва — Анталья), и спрос предсказуем.
  • Чем ближе дата вылета — тем активнее распродаются последние места по символическим ценам.

Так можно улететь в Турцию за 7 тыс. рублей, пока сосед платит 30 тыс. в составе тура. Это не ошибка. Это желание туроператора хотя бы частично компенсировать аренду, даже если туры не продались.

Как летать еще дешевле — проверенные лайфхаки

Теперь о приятном – ниже мы привели несколько рабочих советов, как можно летать дешево.

Простые:

  • Покупайте заранее — особенно в сезон.
  • Летайте в неудобные дни — вторник, среда, суббота.
  • Сравнивайте цены в соседних аэропортах — может быть дешевле.
  • Подпишитесь на акции и Telegram-каналы с ошибочными тарифами.
  • Добавляйте багаж вручную — бывает дешевле, чем сразу с багажом.

Продвинутые:

  • Скиплаггинг — покупайте билет с пересадкой, но выходите на промежуточной точке. Только без багажа!
  • Разделяйте маршрут — два билета вместо одного сложного.
  • Ищите чартеры в последнюю неделю — иногда это единственный способ улететь дешевле.

Авиаиндустрия — это хитросплетение экономики аэропортов, стратегий авиакомпаний, технологических факторов и рыночных рисков. Цены на билеты меняются не случайно — это результат баланса между затратами, спросом, бизнес‑моделями и условиями внешней среды.

Но пассажиры тоже могут стать умнее: вооружившись знаниями о ценообразовании, овербукинге, чартерных рейсах и лайфхаками, можно летать выгоднее, безопаснее и с минимальными потерями.

Подробнее — разбираем в нашем ролике на YouTube.

Автор
Денис Гончаренко