Обзоры продуктов МФО
30 мая
МФО наравне с банками активно внедряют диджитал-технологии, что способствует их цифровой трансформации. Рассмотрим основные технологии, которые используют МФО, и ключевые отличия МФО и банков в сфере цифровизации
МФО, безусловно, имеют не самую лучшую репутацию из-за высоких ставок и не всегда лояльных подходов в работе с задолженностью, однако регулятор (находясь под давлением общественного мнения и властей) провел большую работу по исключению с рынка недобросовестных участников и ужесточения условий работы.
В итоге за последние 10 лет микрофинансовые организации трансформировались из компаний, которые «одалживают тем, кого отвергли банки», в равных участников финансового рынка, играющих ключевую роль в обеспечении высокого уровня финансовой доступности в стране. Выполняя растущие требования регулятора, МФО стали одними из самых технологичных финансовых компаний, которые по уровню цифровизации могут конкурировать даже с самыми диджитал-развитыми российскими банками. FinFans решил изучить, могут ли МФО конкурировать с банками в плане цифровизации.
Цифровая трансформация на протяжении последних нескольких лет является одним из ключевых условий для того, чтобы оставаться на плаву в рамках жесткой конкуренции. Помимо этого, цифровизации микрофинансовой сферы способствовало постоянное ужесточение регулятором «правил игры», а также непрекращающаяся экономическая турбулентность.
По мнению участников рынка, сегодня внимание Банка России к микрофинансовому сегменту практически такое же, как и к банкам. В том числе регулятор обязывает МФО иметь у себя программное обеспечение (ПО), гарантирующее соблюдение всех норм — то есть не меньше чем у банковского сектора в плане доступности, производительности и защищенности для клиентов, пусть и рассчитанное на обработку клиентских запросов в меньших масштабах.
«Принципиальные различия между технологическими сервисами МФО и банков сейчас находятся больше в области поддерживаемых продуктов и сервисов, а не в их качестве. У банковского сектора список ПО шире, например, банки поставляют эквайринг, а МФО свои эквайринги никогда не делали и по-прежнему берут это у банков»,
— отметила Диана Распопова, технический директор IT Smart Finance (МФК «Джой Мани»).
Важно отметить, что обеспечение высокого уровня финансовой доступности — когда можно быстро и безопасно одолжить деньги — является одной из важнейших задач правительств и регуляторов во многих странах, так как позволяет сократить неравенство и снизить уровень бедности. В РФ обеспечение доступности финансовых услуг закреплено законодательно в качестве одной из функций Банка России с апреля 2020 года. Поэтому регулятор предпринимает очень много инициатив в плане цифровизации финансового рынка, в том числе принципы smart regulation (умное регулирование).
Принятие закона о цифровых финансовых активах, который предусматривает легализацию блокчейна, токенизации и смарт-контрактов, также способствует цифровой трансформации финансового сектора.
Помимо этого, финансовые компании в рамках «регулятивной песочницы» имеют возможность «обкатать» новые финансовые сервисы и технологии, требующие изменения правового регулирования, в изолированной среде.
Под цифровизацию попадают не только бизнес-процессы, связанные со взаимодействием с клиентом (скоринг, антифрод-системы, защита персональных данных, взыскание задолженности, офферинг), — но и внутренние бизнес-процессы, в частности, управление финансами, поиск и подбор персонала, административная функция и другое. Благодаря этому МФО могут предоставить деньги заемщику в течение нескольких минут.
«Мы одна из немногих стран в мире, где финансовые услуги доступны людям 24/7. Если говорить именно о займах, то среднее время получения онлайн-займа составляет менее 1 часа, а сам процесс оформления — до 1 минуты. По обоим показателям мы фактически входим в 1% стран-лидеров. А это — вопрос финансовой доступности»,
— подчеркнула Амира Васильева, директор по устойчивому развитию Summit Group («ДоброЗайм»).
В целом диджитал-технологии, внедряемые и используемые МФО в России в настоящий момент, можно разделить на три большие группы:
По оценке Ольги Гончаровой, генерального директора и основателя сети партнерских компаний RizzGo, к. э. н., главы Экспертного Центра по цифровым финансовым активам и цифровым валютам АБР, принципиальные различия между банками и МФО в плане цифровизации в 2025 году состоят в следующем:
Между тем некоторые эксперты считают, что МФО все-таки «не дотягивают» до банков по уровню цифровизации.
«Сектор МФО достаточно технологичный, но все-таки банки впереди. Функционал банков и спектр их операций на порядок шире, чем у микрофинансовых организаций, и банки постоянно усиливают цифровизацию всех видов транзакций. У МФО очень неплохо развито онлайн-направление и также качественный скоринг, но банки еще и имеют возможность инвестировать существенно большие средства в технологическое развитие»,
— указал Павел Самиев, генеральный директор «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам.
В рамках освоения цифровых технологий ключевую роль играют возможности и ресурсы, которые у разных компаний даже внутри одного сектора сильно отличаются.
«Если у бизнеса есть собственная команда разработки или ресурсы для покупки и внедрения новых цифровых инструментов, в ней процессы оптимизации будут начаты и организованы раньше, что увеличивает конкурентоспособность бизнеса»,
— полагает управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева.
Тем не менее важно отметить, что крупные МФО — это высокотехнологичные компании, которые посредством цифровых технологий осваивают как офлайн-, так и онлайн-сегменты, расширяют продуктовые линейки, ищут новые решения и ниши.
Регулирование
Регулирование
Обзоры продуктов МФО
Обзоры продуктов МФО