Уверенный рост и жесткое регулирование рассрочки

Личные финансы

4 августа

6 мин.

Рынок рассрочки в России переживает период стремительного роста и кардинальных изменений. Сервисы BNPL (Buy Now, Pay Later — «покупай сейчас, плати потом») демонстрируют впечатляющую динамику, а государство готовится ввести полноценное регулирование этой сферы. Новые правила изменят условия работы для всех участников рынка и повлияют на доступность рассрочки для потребителей.

Содержание:
Credit7
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Надо Денег
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Zaymigo
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Срочно Деньги
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-30

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Credit7
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Надо Денег
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

7-30

Ставка

0-0,8%

Zaymigo
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

5-30

Ставка

0-0,8%

Срочно Деньги
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-30

Ставка

0-0,8%

Вебзайм
Сумма до

30 000 ₽

Срок (дни)

1-62

Ставка

0-0,8%

Что такое BNPL-сервисы

BNPL-сервисы — формат рассрочки, при котором покупатель оплачивает товар равными частями в течение нескольких месяцев. Рассрочку могут предоставлять банки, МФО, специализированные финтех-сервисы или сам продавец. В России основными игроками BNPL-рынка являются «Долями» от Т-банка, «Сплит» от «Яндекса», «Подели» от Альфа-банка, «Частями» от Wildberries и другие сервисы.

За покупки в рассрочку пользователи, как правило, не платят процентов — комиссию в этом случае берет на себя продавец.

Рекордный рост BNPL-рынка в 2025 году

Рынок BNPL-сервисов в первом полугодии 2025 года показал феноменальный рост — объем операций составил около 300 млрд рублей против 155 млрд рублей в первом полугодии 2024 года, то есть увеличился почти в два раза

Для сравнения: за весь 2024 год объем BNPL-рынка составил те же 300 млрд рублей. Всего за шесть месяцев текущего года достигнут годовой результат предыдущего.

С учетом классических форм потребительской рассрочки (POS-кредиты, карты рассрочки) общий объем рынка оплаты частями в России за первые шесть месяцев 2025 года достиг 800 млрд рублей.

Рост рынка обусловлен несколькими факторами:

  • высокая ключевая ставка и, соответственно, высокие процентные ставки в банках и МФО, делают рассрочку привлекательной альтернативой традиционным кредитам и займам;
  • увеличиваются онлайн-продажи повседневных товаров на маркетплейсах, которые также предоставляют возможность покупки в рассрочку;
  • сервисы эффективно работают для привлечения и удержания клиентов в экосистемах банков и маркетплейсов;
  • традиционный POS-сегмент сокращается из-за высоких ставок и ограничений в кредитовании.

Регулирование рынка рассрочки

Банки и МФО, предоставляющие рассрочку, находятся под надзором ЦБ РФ. А вот финтех-сервисы и  продавцы ему неподконтрольны. Операторы рассрочки сейчас работают без лицензий и специальных разрешений, что создает риски для потребителей. Политика некоторых BNPL-сервисов не всегда прозрачная — покупатели, невнимательно изучающие все документы на сайте сервиса, рискуют приобрести товар в кредит, а не в рассрочку. Сервисам ничего не мешает устанавливать разные цены на товары при покупке за наличные и в рассрочку и взимать скрытые комиссии. Информация о долговой нагрузке пользователей не передается в бюро кредитных историй, что создает информационные пробелы для других участников рынка кредитования и могло приводить к неправильной оценке кредитоспособности заемщиков.

Все эти факторы привели к необходимости создания регулирующего механизма для рынка рассрочки. 31 июля 2025 года президент России Владимир Путин подписал ФЗ № 283-ФЗ «О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки», который кардинально изменит правила работы BNPL-сервисов. Закон вступит в силу с 1 апреля 2026 года, нормы, касающиеся отчетности операторов в Банк России, начнут действовать с 1 января 2027 года.

Основные положения закона

  • Новое регулирование устанавливает статус оператора сервиса рассрочки — юридического лица, имеющего право заниматься предоставлением соответствующего сервиса. Реестр операторов сервисов рассрочки будет вести Банк России, и только после внесения в него компания получит право заниматься этой деятельностью. 
  • К операторам будут предъявляться жесткие требования. Минимальный размер собственного капитала должен будет составлять 5 млн рублей. Вводится запрет на совмещение деятельности по предоставлению рассрочки с деятельностью некредитной финансовой организации (исключения будут сделаны для МФО).
  • Операторы обязаны будут предоставлять отчетность в Банк России, утверждать правила предоставления рассрочки и размещать их на своем сайте.
  • Сроки рассрочки ограничат: с 1 апреля 2026 года максимальный срок составит шесть месяцев, а с 1 апреля 2028 года — четыре месяца
  • Размер неустойки за просрочку будет ограничен 20% годовых от суммы просроченной задолженности. 
  • Принципиально важное нововведение — запрет для операторов взимать комиссию с пользователей за предоставление рассрочки, а также за внесение платежей.
  • Информация о рассрочках на сумму свыше 50 тыс. рублей будет передаваться в бюро кредитных историй. Это позволит другим кредиторам — банкам и микрофинансовым организациям — правильно оценивать уровень долговой нагрузки граждан при их обращениях за кредитами.

Ожидаемые последствия регулирования

Для потребителей главными преимуществами регулирования рынка станут повышенная прозрачность условий, запрет на навязывание дополнительных услуг и право досрочного погашения без штрафов. Покупатели получат гарантии того, что стоимость товара не будет отличаться при покупке за наличные или в рассрочку. Сокращение максимальных сроков рассрочки не всеми будет воспринято положительно, так как может затруднить приобретение дорогих товаров наименее обеспеченными гражданами. 

Для операторов рассрочки новые правила повысят издержки из-за запрета на клиентские комиссии, оставляя доход только с продавцов, что может привести к уходу части сервисов с рынка. Бесплатные модели рассрочки могут оказаться нерентабельными для многих продавцов, что снизит общую доступность таких услуг. При этом создание реестра операторов и надзор Банка России повысят надежность оставшихся на рынке сервисов и защитят права потребителей.

Автор
Алёна Решетникова