Аналитика
18 августа
7 мин.
Расходы на продукты питания и товары первой необходимости стабильно растут, россияне всеми способами пытаются их оптимизировать. Покупки на онлайн-маркетплейсах становятся все более привычными, сами же площадки предлагают клиентам новые сервисы, которые должны еще более «привязать» покупателей к платформе.
Недельные расходы среднестатистической семьи выросли на 638 рублей. В начале месяца, за неделю с 4 по 10 августа 2025-го, среднестатистическая российская семья потратила на покупку продуктов и товаров повседневного спроса 8379 рублей, подсчитали в РОМИР. По сравнению с предыдущей неделей общий объем семейных трат увеличился на 683 рубля, или на 8,2%. Относительно аналогичной недели прошлого года объем недельных расходов увеличился на 431 рубль, или на 5,4%.
Аналитики отмечают сезонную закономерность роста расходов в последний месяц лета. Они объясняют это тем, что, с одной стороны, сезон дач и отдыха на природе все еще продолжается, что стимулирует приобретение соответствующих товаров для шашлыков, пикников и загородного досуга, но с другой стороны — завершение отпускного периода, возвращение к привычному ритму жизни приводит к возобновлению активных и более объемных закупок продуктов и товаров для дома. Еще одна весомая причина, увеличивающая потребление и, соответственно, расходы в августе — активная подготовка детей к школе и приобретение необходимых вещей — от канцелярии до школьной формы.
На фоне роста расходов россияне пытаются экономить. В июле 2025-го самым популярным способом экономии оставалось активное использование скидок и акций — к этому методу прибегают 68% россиян. Кроме того:
Для экономии денег россияне даже готовы отказываться от некоторых покупок. Участники опроса, который также провел РОМИР, рассказали, что при необходимости экономить, откажутся от приобретения недвижимости, ювелирных изделий, крупной бытовой техники, автомобилей, смартфонов и планшетов, а такжеот покупки косметики и парфюмерии, развлечений, вейпов и алкоголя.
Продукты, лекарства и фрукты — то, от чего россияне не откажутся ни при каких условиях. По сравнению с результатами предыдущих опросов, снизилась готовность отказаться от покупки пива и готовой еды — видимо, элементы повседневного комфорта и досуга стали уже укоренившимися привычками. Далеко не все готовы отказаться от привычной чашки утреннего кофе и сладостей. Но если выбирать между ними, бодрящий напиток побеждает — большинство предпочитает начинать день с заряда энергии, даже без шоколадки.
Маркетплейсы становятся массовым каналом потребления. Объем рынка интернет-торговли в 2024 году составил около 9 трлн рублей, превысив на 41% показатель 2023 года. В течение года, предшествовавшего опросу, проведенному НИУ ВШЭ в конце 2024-го, только 3-4% респондентов ничего не покупали на маркетплейсах. При этом 30% опрошенных совершали покупки таким способом несколько раз в месяц, говорится в результатах исследования, которые приводит «НЭП: Новости экономического поведения».
Одежда и обувь, гигиенические средства, продукты питания, товары для дома и здоровья — то, что россияне чаще всего покупают на маркетплейсах.
Чаще всего услугами маркетплейсов пользуются жители городов-миллионников, а также городов с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек. Чаще других покупки в интернете совершают молодые люди, они же и тратят на них больше, чем люди старшего возраста. Так, среди учащихся (студенты, школьники) 38,9% покупают что-то на маркетплейсах несколько раз в неделю, еще 42% — несколько раз в месяц. Люди в возрасте от 25 до 34 лет тратят на онлайн-площадках для торговли в среднем 24 тыс. рублей за три месяца. Покупатели в возрасте от 35 до 44 лет — около 22 тыс. рублей за три месяца, или 7,3 тыс. ежемесячно. Самые низкие расходы на маркетплейсах у наиболее молодых покупателей (от 16 до 19 лет) — в среднем 11 тыс. рублей за три месяца, и у людей старше 65 лет — в среднем 12 тыс. за три месяца.
Клиенты маркетплейсов — в основном женщины, они совершают покупки на таких площадках в 35 раз чаще мужчин.
Интересно, что если рассматривать только категорию участников исследования с наиболее высокими доходами, то среди них услугами маркетплейсов чаще пользуются жители сел и поселков городского типа, чем проживающие в других населенных пунктах. Кроме того, в этой категории не фиксируется выраженных гендерных различий — женщины и мужчины из нее одинаково часто совершают покупки на маркетплейсах.
Онлайн-платформы все больше приближаются к экосистемам, предлагая своим пользователям самые разнообразные функции. Так, клиенты WB теперь смогут продавать товары друг другу. Один из крупных маркетплейсов объявил в своем Telegram-канале о создании сервиса частных продаж между покупателями. Его клиенты смогут продавать друг другу непригодившиеся товары. Купить их можно будет только по 100%-й предоплате и заказать доставку в удобный пункт выдачи. Как сообщили на маркетплейсе, во время тестирования сервиса клиенты разместили почти 10 тыс. объявлений, в основном в категории «Одежда», «Красота» и «Обувь».