Аналитика
30 июля
6 мин.
Несмотря на то что российская экономика оперативно адаптировалась к санкционному давлению, в российском бюджете растет «дыра» — расходы превышают доходы. Какие последствия это может иметь для обычных граждан, разбирается Просто.
Согласно планам Минфина, в 2025 году дефицит бюджета должен составить 3,8 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие показатель достиг 3,7 трлн рублей. В январе–июне прошлого года дефицит составлял 602 млрд рублей, то есть показатель вырос в 6 раз!
За первые полгода 2025 года доходы выросли лишь на 2,8% г/г, при этом нефтегазовые доходы «провалились» на 16,9% г/г — в основном из-за снижения средних цен на нефть (как поясняет Минфин), а ненефтегазовые доходы выросли на 12,7% г/г.
Расходы за январь–июнь 2025 года увеличились на 17,8% г/г. Всего за полгода было исполнено 50,3% годового плана по расходам, в то время как за предыдущие годы показатель за первое полугодие составлял 44–45%.
«Причина такой динамики — в снижении доходной части бюджета из-за высоких ставок (борьбы Центробанка с инфляцией), укрепившегося рубля, низких цен на экспортное сырье, увеличения расходов на оборону и социальную политику. Это не катастрофичная ситуация, при том что в 2023 мы наблюдали похожую динамику в первой половине, а к концу года Минфин выровнялся в соответствии с запланированными показателями»,
— пояснил генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest Дмитрий Исаков.
Министр финансов РФ Антон Силуанов признает проблемы с бюджетом и говорит, что «штормит серьезно». Между тем Минфин убеждает, что «дыра» в бюджете «не повлияет на исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом».
Существует несколько способов справиться с дефицитом бюджета — занять, изъять, напечатать. Однако российское правительство скептически относится к решению проблемы дефицита бюджета через включение печатного станка, так как еще свежи в памяти катастрофические последствия прямых кредитов Банка России правительству в начале 90-х годов.
Для обычных россиян дефицит бюджета означает, что инфляция будет выше официальных цифр, налоги — жестче, а доходы — скромнее. Уже сейчас видно, что растут акцизы, вводятся точечные налоги на бизнес, сокращается поддержка в не ключевых секторах — образовании, региональном развитии и прочих, считают эксперты.
«Государство будет активнее занимать у граждан и банков — через ОФЗ и другие облигации. При этом ключевая ставка может поползти вниз в том числе для удешевления заимствований: чем ниже ставка, тем выгоднее государству занимать, так как доходность по ОФЗ ориентируются именно на нее. Однако слишком резкое снижение ставки может ослабить рубль и ускорить инфляцию. Поэтому ЦБ действует крайне осторожно. Бизнесу в текущей ситуации все сложнее дышать, зато частные инвесторы осматриваются с интересом. Когда крупные игроки уходят в гособлигации, ниша реального сектора остается открытой»,
— рассказала Евгения Шеншина, генеральный директор инвестиционной платформы The Деньги.
Несмотря на то что «дыра» в бюджете выросла в 6 раз по сравнению с прошлым годом, поводов для паники нет. Если смотреть в процентах от ВВП (то есть на долю долга в ВВП), то видно, что в России цифры более скромные по сравнению с другими странами (1,7% от ВВП). Так, например, в Китае данный показатель составляет 4%, в США — 4,2%, во Франции — 5,6%.
Хорошей новостью для рынка стало снижение ключевой ставки Банком России 25 июля с 20% до 18%. Свое решение регулятор объяснил тем, что инфляционное давление снижается быстрее, чем предполагалось, в том числе за счет замедления внутреннего спроса на фоне эффекта высоких процентных ставок. Однако, по оценкам Банка России, инфляционные ожидания как населения, так и бизнеса остаются повышенными. Помимо этого, динамика цен продолжает оставаться неоднородной.
Если инфляцию все-таки удастся обуздать, то Банк России продолжит смягчать денежно-кредитную политику, и в 2026 году ключевая ставка снизится до 12–13%.
Регулятор также понизил прогноз стоимости нефти на 2025–2026 годы с 60 до 55 долларов за баррель. В 2027 году ожидается повышение стоимости до 60 долларов и сохранение на этом уровне до 2029 года.
Безусловно, при такой динамике правительству придется «резать» расходы, но важно учитывать, что есть такие направления, которые нельзя сокращать без разрешения сверху. Речь идет об обороне и безопасности, на долю которых приходится около 40% от совокупного объема расходов. В связи с этим основная нагрузка ляжет на гражданские отрасли, и они, скорее всего, пострадают в первую очередь.