Про банки
28 октября
5 мин.

При государственном управлении экономикой всегда есть место для соблазнов. Когда бюджету не хватает денег, а отдельные отрасли демонстрируют рекордные прибыли, власть почти неизбежно обращает на них внимание. Логика понятна: если кто-то заработал сверх меры, почему бы не поделиться?
Суть инициативы, о которой идет речь, проста: в конце сентября группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о введении разового налога в размере 10% на сверхприбыль банков. Предполагается, что таким образом дополнительный доход бюджета составит порядка 200 млрд рублей. Мера выглядит как попытка справедливого перераспределения: за последние два года банковский сектор действительно показал впечатляющие финансовые результаты. Так, по данным Банка России, в 2024 году его совокупная чистая прибыль достигла 3,8 трлн рублей. Для сравнения годом ранее она составляла 3,3 трлн, а в 2022-м — всего 203 млрд рублей.
Идея кажется логичной: если сектор зарабатывает больше других, пусть увеличит взносы в бюджет. Однако для банков, такой шаг может оказаться куда опаснее, чем кажется на первый взгляд, и способен обернуться не прибылью для государства, а потерей для всей экономики. Об этом говорила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая против инициативы депутатов обложить банки налогом на сверхприбыль. Ее позиция — попытка уберечь экономику от решений, способных подорвать устойчивость финансовой системы в долгосрочной перспективе. Разберемся подробнее почему.
Эльвира Набиуллина аргументирует свою позицию предельно ясно: банки — это не просто коммерческие структуры, работающие ради прибыли. За счет собственного капитала они формируют возможность кредитовать бизнес и население.
Как и в других отраслях, большая часть прибыли банков идет на инвестиции. Именно капитал дает возможность увеличивать и расширять кредитование экономики. По сути, каждый изъятый рубль из капитала – это сокращение потенциала кредитования на 10 рублей. Это арифметика,
— заявила глава Центробанка на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров, на котором было принято решение о снижении ключевой ставки 24 октября.
Если государство решит забрать часть прибыли, чтобы пополнить бюджет, то фактически ослабит ресурс, из которого питается экономика. Банки, лишенные части капитала, будут вынуждены ограничить кредитные программы, ужесточить требования к заемщикам и сократить инвестиции в цифровую инфраструктуру и инвестпроекты. Это приведет к «затуханию» экономической активности, особенно среди малого и среднего бизнеса, который и без того испытывает дефицит доступных денег. Снижение же количества кредитов, в свою очередь, скажется на замедлении роста ВВП и ухудшении финансовых показателей самих компаний — тех самых налогоплательщиков, на которых в итоге и держится бюджет.
В последние годы банки стали одним из ключевых источников для инвестиций в экономику страны. Через них проходят значительные объемы финансирования инфраструктурных проектов (транспорт, энергетика, телекоммуникации и т. д.), ипотечных программ, займов для бизнеса. Одновременно растут кредитные риски, а недостаток денежных ресурсов увеличивается вслед за снижением ставки ЦБ. В такой ситуации дополнительный капитал — это не просто запас «лишних» денег, а страховка, обеспечивающая устойчивость на будущее. Резко изменяя ключевую ставку, государство способствует оттоку ликвидности, что, в свою очередь может ослаблять устойчивость банков на рынке через снижение дохода по кредитованию и депозитам.
Аргументы в пользу «справедливости» налога на сверхприбыль также не выдерживают критики. Финансовые организации, как и другие бизнесы в стране, уже заплатили налоги на прибыль, а их сверхдоходы достигаются за счет временного эффекта от геополитики на рынке. Более того, введение разового сбора создаст прецедент: если сегодня можно обложить одну сферу экономики, то завтра аналогичный механизм могут применить уже к другим отраслям. В итоге внешние инвесторы будут вынуждены учитывать риск «экстра-налогообложения» при планировании своих стратегий, а значит — вкладывать меньше и осторожнее.
Для Центробанка важно не просто контролировать инфляцию, но и обеспечивать доверие — к рублю, банковской системе и экономической политике в целом. Налог на сверхприбыль, каким бы привлекательным он ни казался для бюджета, подрывает это доверие, потому что переводит рыночные отношения в поле административных решений.
Своей позицией Эльвира Набиуллина фактически защищает идею долгосрочного развития, где капитал рассматривается не как добыча, а как ресурс для дальнейшего расширения экономики. Для России, которая столкнулась с новыми вызовами, сейчас это особенно важно. И в вопросе о налогах на сверхприбыль такая дискуссия превращается из спора о процентах в изменение правил игры на финансовом рынке. Если они будут меняться под текущие нужды бюджета, экономическая ситуация станет менее устойчивой и менее предсказуемой в целом.
В первую очередь — малый и средний бизнес, через «проектное» и инвестиционное кредитование, так как именно они первыми попадут под сокращение лимитов и рост ставок.
Далее — выдача новых ипотечных и потребительских кредитов. Вероятно ужесточение проверки кредитного рейтинга заемщиков и повышение ставкам, что приведет к замедлению спроса.
Банковские акционеры и рынок капитала также окажутся под давлением: дополнительный налоговый сбор сократит чистую прибыль компаний, снизит дивидендные выплаты акционерам и увеличит дисконт по всему сектору на бирже.
Бюджет — в среднесрочной перспективе. Краткосрочный доход возможен за счет дополнительного разового налога на сверхприбыль, однако при более дорогом кредите и снижении деловой активности бизнес будет платить меньше налогов, что частично нивелирует данный эффект. На это прямо указывают аргументы ЦБ и Минфина: изъятие капитала подрывает ресурсную базу кредитования.
— Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global
В итоге, если у банков заберут часть прибыли, им придется сокращать выдачу кредитов. Денег в экономике станет меньше, а занимать их будет труднее и дороже (вырастет процент). Это может отразиться на ценах, зарплатах и темпах развития бизнеса. Глава ЦБ выступает за сохранение устойчивости финансовой системы в стране, чтобы банки и дальше смогли поддерживать своих клиентов доступными деньгами.
Пока депутаты предлагают облагать сверхприбыль банков налогом, некоторые из них работают в убыток. Поэтому поддержка Центробанка им будет как нельзя кстати.

Про банки

Обзоры банковских продуктов

Карты и платежные системы

Карты и платежные системы