Условия кредитования
14 мая
Зумеры, или поколение Z, — это молодые люди, родившиеся примерно в период с 2000 по 2011 год. Они выросли в эпоху цифровизации, социальных сетей и стремительных технологических изменений, что во многом определило их взгляды на жизнь, потребление и отношение к финансам.
В отличие от старших поколений, у зумеров нет такого предвзятого отношения к разным типам кредитных организаций — им важна доступность.
Эксперты считают, что зумеры — это как раз то поколение, которому не важен «статус» вид кредитора. Важны технологии и сервис.
В каком-то смысле — это вынужденная эволюция взглядов. Традиционные банки устанавливают высокий порог входа для молодых клиентов. Более 85% отказов по кредитам для молодежи до 25 лет, по данным февраля 2025 года, — сигнал для зумеров о том, что надо искать альтернативу. Основная причина такой ситуации — строгая денежно-кредитная политика Центрального банка России, направленная на ограничение рискованного кредитования.
Характерные особенности кредитования молодежи:
«У зумеров, в силу возраста, короткая или отсутствующая кредитная история, что затрудняет оценку их кредитоспособности»,
— объяснил ситуацию Валерий Нечаев, руководитель управления сопровождения основной деятельности и взаимодействия с государственными органами ООО МФК «Джой Мани».
Также многие выпускники из-за изменения макроэкономической ситуации не могут найти постоянную работу. Часть бывших студентов живет за счет нестабильного дохода, получаемого зачастую неофициально.
Общий тренд роста просроченной задолженности среди зумеров: за 2024 год их доля в банковском портфеле просрочки увеличилась с 3% до 7%.
Микрофинансовые организации (МФО) становятся для молодого поколения «точкой входа» в финансовый рынок.
«Именно в сегменте молодежи у многих не сформирована кредитная история, или ее объем слишком мал для банков. Поэтому для части заемщиков микрозаймы становятся пропуском на финансовый рынок»,
— подчеркнула директор по устойчивому развитию Summit Group («ДоброЗайм») Амира Васильева.
Требования у МФО к заемщику ниже. Число одобренных займов для зумеров значительно выше.
«По нашим данным, доля представителей поколения Z по количеству взятых займов на начало 2024 года составляла примерно 26%. При этом с каждым годом их количество возрастает на 5–6%: если в 2021 году их доля была всего 4%, то в 2023 она достигла отметки в 21%»,
— добавила старший PR-менеджер группы компаний Lime Credit Group Анастасия Воронова.
Как показывает практика, микрофинансовые организации лояльнее к новым клиентам: доля заемщиков-зумеров более чем в 1,5 раза выше в МФО, чем в банках (~26% и ~15% соответственно).
Резкое сокращение доступности кредитов неизбежно влияет на финансовое поведение молодых жителей России. Ведь совсем недавно сами банки были куда лояльнее к новым клиентам и активно предлагали зумерам кредитные карты. Именно в этом может скрываться секрет их нынешнего финансового поведения. Молодежь, которая успела застать привлекательные программы для новых клиентов в 2019–2023 годах, привыкла к легким кредитам.
«За последние несколько лет доля клиентов в возрасте до 25 лет, так называемых «зумеров», увеличилась с 12% до 16%»,
— подтвердил общий тренд Валерий Нечаев.
От финансовых организаций, вероятно, можно ожидать развития специализированных финансовых продуктов, ориентированных на постепенное вовлечение молодежи в банковскую систему без высоких кредитных рисков.
Такие примеры уже есть:
С другой стороны, и самим зумерам приходится адаптироваться к новой реальности. Усложненный доступ к кредитным ресурсам может стимулировать развитие культуры сбережений и более осознанного отношения к расходам. Молодым людям теперь необходимо тщательнее планировать крупные покупки и откладывать средства, вместо того чтобы полагаться на заемные деньги.
Опросы в России и других странах показывают один общий и важный тренд. Зумеры могут позволить меньше, чем предыдущее поколение миллениалов. При этом в поколении до 25 лет причудливым образом сочетается культура накопления с бо́льшим желанием совершать импульсивные покупки:
Как итог, роль МФО на рынке финансовых услуг растет — зумеры охотнее пользуются этими услугами, а сама молодежь формирует новую модель потребления и учится экономить на базовых потребностях.